Accessibility links

Баку и Ереван согласились. На преамбулу


Встреча трех президентов длилась два часа
Встреча трех президентов длилась два часа
ПРАГА (Корр. Радио Свобода)---В Сочи сегодня состоялась встреча президентов России, Азербайджана и Армении. Эта встреча была посвящена вопросам урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Перспективы его урегулирования обсудили директора армянской и азербайджанской служб РС Грайр Тамразян и Кенан Алиев.

- Есть ли вариант статуса Нагорного Карабаха, который устроил бы и Баку, и Ереван?

Грайр Тамразян: Я думаю, что нет такого варианта. Карабах требует независимости, азербайджанцы готовы обсуждать только статус автономии.

Кенан Алиев: Для Азербайджана вопрос статуса Нагорного Карабаха уже решен – это его неотъемлемая часть. Поэтому этот вопрос является одним из самых сложных в ходе переговоров.

- Стороны пока согласовали преамбулу - самое легкое, что можно согласовать в договоре. Теперь, как писали братья Стругацкие, надо найти амбулу. Какие вопросы могут обсуждаться на этих переговорах?

Грайр Тамразян: Я думаю, самые серьезные разногласия связаны с вопросом референдума, который должен определить статус Карабаха, и с вопросами территорий. Это очень сложные споры: как Нагорный Карабах будет связываться с Арменией? Да и других вопросов огромное количество: вопрос инфраструктуры, миротворческих сил, разблокирования дорог, открытия границ...

- Если речь пойдет о референдуме, очевидно, что Азербайджан тут же поставит вопрос об участии беженцев в таком голосовании.

Кенан Алиев:
Еще никто не знает, о каком референдуме идет речь. Будет ли этот референдум только в Нагорном Карабахе, будут ли там участвовать азербайджанские беженцы, которые покинули свои земли? Или же этот референдум касается всего Азербайджана? Во всяком случае, Алиев сказал: пока не решены все вопросы - значит, не решено ничего. Пока не будут решены все вопросы по урегулированию конфликта, освобождению оккупированных территорий, статусу Нагорного Карабаха, возвращению беженцев, Лачинскому коридору, - вопрос Нагорного Карабаха не будет решен. Сегодняшние переговоры показывают, что еще есть очень много нерешенных вопросов.

- Есть такая политологическая теория, согласно которой стоит Москве как следует надавить на участников переговоров - и всё в решении нагорно-карабахского вопроса коренным образом изменится.

Грайр Тамразян: Я не думаю, что Москва такая всемогущая. Есть границы возможного. Они заканчиваются там, где начинается статус Нагорного Карабаха. Есть границы, которые неприемлемы для армян - например, те, в соответствии с которыми Нагорный Карабах входит в состав Азербайджана.

Кенан Алиев: Энергетический фактор при решении этого конфликта играет существенную роль. За несколько дней до переговоров в Сочи Азербайджан подписал еще один контракт с "Газпромом" об увеличении поставок газа в Россию в 2011 году до 2 млрд. кубометров. Объем азербайджанского газа, поставляемого в Россию, растет, и эту динамику мы наблюдаем от переговоров к переговорам. Однако неверно считать, что все в решении этого конфликта зависит только от нефти и газа. Азербайджан пытается использовать нефтегазовый фактор; это ключевое оружие. В Азербайджане считали, что если мы подпишем соглашение с американскими нефтяными компаниями, то проблема будет решена. Проблема не решилась. Для России важно иметь рычаги для сохранения энергетической безопасности в Европе в своих руках. В этом смысле - если бы Азербайджан отказался от "Набукко" и больше сотрудничал с Россией в газовом вопросе - я думаю, что можно было бы ожидать большей активности Москвы в давлении на Армению с целью добиться от нее уступок.

- С Азербайджаном все более или менее понятно. Это относительно богатая, нефтедобывающая, газодобывающая страна. Есть чем торговаться с Россией. Армения же небогата природными ресурсами. Она сильно зависит от Москвы. Можно давить на Армению, или национальная гордость не позволит идти дальше той границы, которую вы обозначили?

Грайр Тамразян: Армяне считают, что они заслуживают сохранения того, чего они добились военным путем. По вопросу энергетики я скажу, что Армения вовремя сумела диверсифицировать свои энергетические ресурсы. Как вы знаете, сейчас уже построен газопровод Армения-Иран, откуда идет большое количество газа. Я думаю, что если даже Россия перекроет нам газ – чего, я думаю, никогда не случится, - то все равно газ у нас будет.

- Бывает так, что замороженный конфликт пытаются как-то разблокировать путем народной дипломатии, восстановлением каких-то межсемейных связей. В карабахском урегулировании это хоть в какой-то степени может помочь?

Грайр Тамразян: Да, я думаю, что обе стороны должны стараться. Если раньше говорили, что Россия не была заинтересована в мире в этом регионе, то я думаю, что у нее есть такой интерес сейчас. Я думаю, что надо пользоваться этой возможностью.

Кенан Алиев: Элементы народной дипломатии уже существуют. Азербайджанцы, армяне - журналисты, писатели, дипломаты - иногда даже обмениваются визитами. Очень много международных организаций вовлечены в этот вопрос. Но все-таки конфликты решаются на политическом уровне. Вопрос идет об очень сильных компромиссах. В вопросе статуса Нагорного Карабаха пока что все бескомпромиссно.
XS
SM
MD
LG