Accessibility links

Новые уроки политизированной истории


16-18 февраля 2010 года состоится визит Сергея Багапша в Москву
16-18 февраля 2010 года состоится визит Сергея Багапша в Москву
ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ---16-18 февраля 2010 года состоится визит абхазского лидера Сергея Багапша в Москву. В российской столице Сергей Багапш побывает не в первый раз. Количество таких посещений исчисляется десятками. Однако февральский вояж в Москву имеет несколько особых символов, на которых следует остановиться более подробно.

Начнем с политико-правовой трактовки этого визита. В Москве и в Сухуми его называют первым официальным визитом главы Абхазского государства, победившего на выборах и прошедшего церемонию инаугурации. И то, что данный визит не признается в качестве официального США, ЕС, ведущими международными организациями, не отменяет того факта, что РФ и частично признанная республика Абхазия считают свои двусторонние отношения полноценно легальными и легитимными. С точки зрения Кремля (которая может приниматься, а может отвергаться), для российско-абхазских отношений наступил новый период. Сергей Багапш, являющийся воплощением «российского выбора» Абхазии, победил, прошел инаугурацию и получил возможность в течение пяти лет реализовывать не только свои непосредственно предвыборные обещания, но и свои неформальные договоренности с российскими чиновниками разного уровня. В этой связи вряд ли случайным представляется прозвучавшее накануне заявление российского посла в Сухуми Семена Григорьева о том, что Россия «пришла в Абхазию всерьез и надолго». Лучшее доказательство правоты его слов - готовящееся подписание Соглашения «Об объединенной российской военной базе на территории Абхазии».

Однако визит Багапша в Москву- это не только демонстрация лояльности гарантам абхазского самоопределения от Грузии. В поездке абхазского лидера есть и историко-политический подтекст. 200 лет назад 17 февраля 1810 года российский император Александр Благословенный утвердил Георгия Шервашидзе (в абхазском варианте известного также, как Сафарбей Чачба) в качестве правителя Абхазии и подписал Манифест о присоединении Абхазского княжества к Российской империи. Сегодня именно день 17 февраля отмечается в республике, как некий поворотный исторический пункт, связавший воедино Абхазию и Россию. Сама же современная Абхазия мыслится, как исторический преемник Абхазского княжества. Во время пребывания в Москве Сергей Багапш собирается прочесть в МГИМО специальную лекцию на тему «Двухсотлетие вхождения Абхазии под покровительство Российской империи и влияние русской интеллигенции и духовенства на развитие Абхазии на рубеже 19-20 веков».

Политизированная история – это, конечно не то же самое, что история академическая. Однако новая актуализация истории российско-абхазских отношений поднимает перед политическим классом современной России много важных уроков. Во-первых, любая территория, которую ты собираешься брать под свою защиту, требует детального знания и понимания. Иначе не избежать таких конфузов, как ликвидация абхазского княжества с созданием на его территории Сухумского военного отдела, и как следствие лыхненское восстание 1866 года, и массовый отъезд абхазов за пределы своей исторической родины.

Кто не хочет утруждать себя чтением исторических документов, рекомендую художественные произведения Баграта Шинкубы. Во-вторых, при формировании политического курса в отношении того, кого ты принимаешь под покровительство, необходимо учитывать асимметрию восприятия (то, что для России является пустяком, то для Абхазии может стать вопросом выживания). И, в-третьих, хорошо бы в разрешении возникающих вопросов руководствоваться правовыми рамками. В начале ХХ века одним из источников будущего грузино-абхазского конфликта являлись некачественно оформленные поземельные отношения. Сегодня же вопросы собственности потенциально могут стать серьезным «проблемным узлом» уже не между Тбилиси и Сухуми, а между Сухуми и Москвой. К тому же в последнее время участились случаи творческого «отчуждения» (то есть с использованием административно-бюрократических механизмов) имущества российских граждан на абхазской территории. И здесь снова встает вопрос об ответственности за тех, «кого приручили». Впрочем, такой вопрос не раз вставал и внутри РФ, особенно на Северном Кавказе.

Таким образом, празднуя великий юбилей российско-абхазской дружбы, было бы крайне полезно помнить об ошибках и просчетах, допущенных в последние два века. Делать это надо понимая простую истину: дружба между народами и странами не может быть вечной, она проверяется тысячами сложных обстоятельств. И формально-правовое признание независимости - лишь одно из них.
XS
SM
MD
LG