БЕРЛИН (Корр. Радио Свобода)---На Берлинском кинофестивале можно услышать очень много восторженных отзывов о фильме Романа Поланского "Безымянный автор" (на таком переводе названия сейчас остановились прокатчики). Говорят, что именно эта картина – главный кандидат на фестивальные награды. Если они ей достанутся, это, конечно, будет выглядеть как знак поддержки режиссера, который находится под домашним арестом.
Но здесь как бы меняются местами причина и следствие. Скорее, стремление поддержать режиссера может сыграть решающую роль, чем художественные качества самого фильма. Это достаточно удачная картина, сделанная человеком, находящимся в нормальной творческой форме. Но мы видели Поланского и посильнее. Кроме того, политический аспект этого фильма иногда чересчур давит, на мой взгляд, на его жанровую природу. Поэтому я бы не сказал, что этот фильм - безусловный лидер конкурса, поскольку здесь было показано несколько картин менее именитых режиссеров, но вполне достойных, по-своему интересных.
В частности, норвежский фильм "Как бы благородный человек" режиссера Ханса Петера Моланда. Это криминальная комедия, очень лихо сделанная и доставившая много удовольствия зрителям. Мне кажется, что это самый "зрительский" фильм конкурса, но при этом обладающий художественным качеством. Он рассказывает о бандите, вышедшем из тюрьмы и пытающемся использовать второй шанс для нормальной жизни. Сделано это остроумно, без всякой дидактики, в нем замечательно играет Стелланс Скарсгард, знаменитый актер, известный, в частности, по фильмам Ларса фон Триера.
Интересный немецкий фильм под названием "Грабитель". Фактически это австрийская картина Бенжина Хайзенберга. В ней тоже идет речь о человеке с криминальными наклонностями – бегун-марафонец, который в промежутках между забегами ухитряется совершать довольно изощренные преступления.
Наконец, японский фильм "Гусеница" режиссера Коджи Вакамацу. Это очень острый, жесткий, антивоенный гротеск. В основу этого фильма положен рассказ, в свое время запрещенный в Японии, действие которого происходило еще во время русско-японской войны. Там герой возвращался с фронта, тяжело раненный, и фактически превращался в насекомое, в котором пробуждался так называемый энтомологический сексуальный инстинкт. В фильме действие перенесено в период уже японо-китайской войны, и если в рассказе этот герой был ранен на фронте, то здесь он был ранен случайно, после того как изнасиловал очередную китаянку. И то, что с ним происходит, это уже сплошной сеанс садомазохизма, то, что происходит между ним и его женой: они занимаются сексом, после этого она облачает его в военный мундир с медалями и вывозит на обозрение всей округе в качестве бога войны, и сама же становится ролевой моделью для жен ветеранов. Некоторые считают эту картину одним из немногих шедевров Берлинского фестиваля, и вполне возможно, что жюри во главе с Вернером Херцогом обратит на нее особенное внимание.
Коджи Вакамацу – классик японского кино, мы знаем его по радикальным социальным лентам 1970-х годов. Эта картина продолжает то, что он делал раньше, и в каком-то смысле дает обоснование его предыдущим фильмам. Он и сам говорит о том, что для того, чтобы понять, что происходит в современной Японии и с современной молодежью, нужно вспомнить, что пережили их предки, их родители. В этом фильме именно это показано, что важно, вероятно, даже в каком-то информативно-образовательном плане, потому что многие уже этого не помнят. В фильме даже есть титры, которые рассказывают о том, как Япония потерпела поражение, что происходило с людьми в этот период.
Что касается российских участниках фестиваля, то конкурсный фильм Алексея Попогребского со странным названием "Как я провел этим летом" будет показан в четверг, а программа "Панорама" открылась фильмом "Весельчаки", есть и другие картины из России.
"Как я провел этим летом" - название, может, не совсем удачное, учитывая то, что как раз в это время появился фильм с участием Мела Гибсона практически с таким же названием – "Как я провел мои летние каникулы". Но, тем не менее, картина Алексея Попогребского – это интересная работа, вполне возможно, что она как раз впишется неожиданным образом в контекст нынешнего Берлинского фестиваля именно потому, что не похожа на остальные фильмы. Если главные темы основных фильмов – тюрьма, преступления, происки спецслужб, терроризм, фундаментализм, милитаризм (то есть это выглядит как газетные заголовки), то картина Попогребского – это довольно камерная история, которая, однако, становится большим кино. Потому что разыгрывается все действие на фоне потрясающих пейзажей Чукотки. Все происходит на метеостанции, там всего два героя, но главным героем фильма, наверное, становится именно природа этого сурового и потрясающего края. Все сделано очень выразительно и показано, как на фоне этих сопок, этого сурового моря оторванные от цивилизации люди оказываются предоставлены собственной человеческой природе, которая очень ярко раскрывается в отношениях двух персонажей. Конечно, рано говорить о том, как будет воспринят этот фильм, но надеюсь, что у него есть достаточно серьезные шансы на успех.
Другие российские фильмы показаны в программах "Панорама" и "Форум". "Весельчаки" открывали "Панораму". Эта картина привлекла внимание фестиваля, очевидно, своей необычностью, тем, что это именно российский фильм, рассказывающий о шоу трансвеститов. Такого здесь еще не видели и, наверное, эта экзотика привлекла берлинских отборщиков.
Второй фильм "Панорамы" называется "Пропавший без вести", режиссер Анна Фенченко, это ее дебют в кино. Фильм сделан в жанре притчи – достаточно условная история о том, что происходит с человеком, который попадает в жернова почти кафкианской бюрократической машины. Но в то же время там есть явные и очевидные отсылки к социальным ситуациям, проблемам, персонажам, фактурам сегодняшней российской реальности.
Наконец, следует упомянуть фильм "Я" Игоря Волошина в программе "Форума". Это очень субъективное высказывание на тему о поколении этого режиссера, которому немногим за тридцать - он рассказывает о судьбе своего поколения, многие персонажи которого погибли, в частности, от наркомании.
Но здесь как бы меняются местами причина и следствие. Скорее, стремление поддержать режиссера может сыграть решающую роль, чем художественные качества самого фильма. Это достаточно удачная картина, сделанная человеком, находящимся в нормальной творческой форме. Но мы видели Поланского и посильнее. Кроме того, политический аспект этого фильма иногда чересчур давит, на мой взгляд, на его жанровую природу. Поэтому я бы не сказал, что этот фильм - безусловный лидер конкурса, поскольку здесь было показано несколько картин менее именитых режиссеров, но вполне достойных, по-своему интересных.
В частности, норвежский фильм "Как бы благородный человек" режиссера Ханса Петера Моланда. Это криминальная комедия, очень лихо сделанная и доставившая много удовольствия зрителям. Мне кажется, что это самый "зрительский" фильм конкурса, но при этом обладающий художественным качеством. Он рассказывает о бандите, вышедшем из тюрьмы и пытающемся использовать второй шанс для нормальной жизни. Сделано это остроумно, без всякой дидактики, в нем замечательно играет Стелланс Скарсгард, знаменитый актер, известный, в частности, по фильмам Ларса фон Триера.
Интересный немецкий фильм под названием "Грабитель". Фактически это австрийская картина Бенжина Хайзенберга. В ней тоже идет речь о человеке с криминальными наклонностями – бегун-марафонец, который в промежутках между забегами ухитряется совершать довольно изощренные преступления.
Наконец, японский фильм "Гусеница" режиссера Коджи Вакамацу. Это очень острый, жесткий, антивоенный гротеск. В основу этого фильма положен рассказ, в свое время запрещенный в Японии, действие которого происходило еще во время русско-японской войны. Там герой возвращался с фронта, тяжело раненный, и фактически превращался в насекомое, в котором пробуждался так называемый энтомологический сексуальный инстинкт. В фильме действие перенесено в период уже японо-китайской войны, и если в рассказе этот герой был ранен на фронте, то здесь он был ранен случайно, после того как изнасиловал очередную китаянку. И то, что с ним происходит, это уже сплошной сеанс садомазохизма, то, что происходит между ним и его женой: они занимаются сексом, после этого она облачает его в военный мундир с медалями и вывозит на обозрение всей округе в качестве бога войны, и сама же становится ролевой моделью для жен ветеранов. Некоторые считают эту картину одним из немногих шедевров Берлинского фестиваля, и вполне возможно, что жюри во главе с Вернером Херцогом обратит на нее особенное внимание.
Коджи Вакамацу – классик японского кино, мы знаем его по радикальным социальным лентам 1970-х годов. Эта картина продолжает то, что он делал раньше, и в каком-то смысле дает обоснование его предыдущим фильмам. Он и сам говорит о том, что для того, чтобы понять, что происходит в современной Японии и с современной молодежью, нужно вспомнить, что пережили их предки, их родители. В этом фильме именно это показано, что важно, вероятно, даже в каком-то информативно-образовательном плане, потому что многие уже этого не помнят. В фильме даже есть титры, которые рассказывают о том, как Япония потерпела поражение, что происходило с людьми в этот период.
Что касается российских участниках фестиваля, то конкурсный фильм Алексея Попогребского со странным названием "Как я провел этим летом" будет показан в четверг, а программа "Панорама" открылась фильмом "Весельчаки", есть и другие картины из России.
"Как я провел этим летом" - название, может, не совсем удачное, учитывая то, что как раз в это время появился фильм с участием Мела Гибсона практически с таким же названием – "Как я провел мои летние каникулы". Но, тем не менее, картина Алексея Попогребского – это интересная работа, вполне возможно, что она как раз впишется неожиданным образом в контекст нынешнего Берлинского фестиваля именно потому, что не похожа на остальные фильмы. Если главные темы основных фильмов – тюрьма, преступления, происки спецслужб, терроризм, фундаментализм, милитаризм (то есть это выглядит как газетные заголовки), то картина Попогребского – это довольно камерная история, которая, однако, становится большим кино. Потому что разыгрывается все действие на фоне потрясающих пейзажей Чукотки. Все происходит на метеостанции, там всего два героя, но главным героем фильма, наверное, становится именно природа этого сурового и потрясающего края. Все сделано очень выразительно и показано, как на фоне этих сопок, этого сурового моря оторванные от цивилизации люди оказываются предоставлены собственной человеческой природе, которая очень ярко раскрывается в отношениях двух персонажей. Конечно, рано говорить о том, как будет воспринят этот фильм, но надеюсь, что у него есть достаточно серьезные шансы на успех.
Другие российские фильмы показаны в программах "Панорама" и "Форум". "Весельчаки" открывали "Панораму". Эта картина привлекла внимание фестиваля, очевидно, своей необычностью, тем, что это именно российский фильм, рассказывающий о шоу трансвеститов. Такого здесь еще не видели и, наверное, эта экзотика привлекла берлинских отборщиков.
Второй фильм "Панорамы" называется "Пропавший без вести", режиссер Анна Фенченко, это ее дебют в кино. Фильм сделан в жанре притчи – достаточно условная история о том, что происходит с человеком, который попадает в жернова почти кафкианской бюрократической машины. Но в то же время там есть явные и очевидные отсылки к социальным ситуациям, проблемам, персонажам, фактурам сегодняшней российской реальности.
Наконец, следует упомянуть фильм "Я" Игоря Волошина в программе "Форума". Это очень субъективное высказывание на тему о поколении этого режиссера, которому немногим за тридцать - он рассказывает о судьбе своего поколения, многие персонажи которого погибли, в частности, от наркомании.