Accessibility links

Багапш: Грузия препятствует работе международных организаций в Абхазии


В названии заявления Сергея Багапша говорится, что оно делается «на попытку Грузии создавать препятствия работе неправительственных организаций в Республике Абхазия»
В названии заявления Сергея Багапша говорится, что оно делается «на попытку Грузии создавать препятствия работе неправительственных организаций в Республике Абхазия»
ТБИЛИСИ---Вчера ночью среди зарубежных журналистов было распространено заявление де-факто президента Абхазии Сергея Багапша. В нем объясняются позиции сухумских властей по поводу продолжающихся переговоров о том, в каком качестве и на каких условиях международные организации будут продолжать свою работу в Абхазии.

Заявление де-факто президента Сергея Багапша было распространено на английском языке американской коммерческой организацией по связям с общественностью – Saylor Company.

В названии заявления говорится, что оно делается «на попытку Грузии создавать препятствия работе неправительственных организаций в Республике Абхазия».

По словам Багапша, последние полтора года, после признания независимости Абхазии со стороны России и четырех других стран-членов ООН, сухумские власти ведут переговоры с международными организациями, чтобы определить их статус и условия продолжения их работы в Абхазии.

Как говорится в заявлении, после ликвидации Московского Соглашения 1994 года, международные организации остались без «законодательной основы» для выполения своей работы в Абхазии.

Как ранее сообщало «Эхо Кавказа», в конце прошлого года сухумские чиновники предложили междунароным организациям проект Меморандума, который определяет условия и обязанности де-факто властей и представителей НПО.

В преамбуле этого документа было написано, что он основывается на «уважении суверенитета и независимости Республики Абхазия».

Сергей Багапш говорит в своем заявлении, что 12 международных НПО согласны на оформление документа с такой формулировкой. Но по словам Багапша, они этого не делают из-за давления со стороны грузинского правительства.

“Я призываю международное неправительственное сообщество убедить правительство Грузии немедленно прекратить их кампанию по политизированию работы гуманитарных НПО, и прекратить вмешиваться в суверенные внутренние дела Абхазии. Мы хотим, чтобы те организации, которые в данный момент здесь работают, остались, и они нас уверили, что они так и хотят сделать,” говорится в заявлении Багапша.

На прошлой неделе координатор организаций ООН в Грузии Джеми Макголдрик сказал в интервью «Эху Кавказа», что они не могут принять предложенный сухумскими властями Меморандум.

Макголдрик, также как и другие главы работающих в Абхазии организаций ООН, подчеркивал, что они занимаются только гуманитарными вопросами, и что политическое признание независимости какой-либо страны может быть закреплено ими в документе только после соответствующего решения Генеральной Ассамблеи ООН или других вышестоящих органов.

Макголдрик также рассказал в интервью «Эху Кавказа» об их инциативе, которую они рассмотрели с сухумскими властями во время его визита в Абхазию около двух недель назад.

Организации ООН предложили Сухуми не подписывать Меморандум, а согласиться на принятии междунароными НПО «Кодекса поведения».

По словам Макголдрика, этот «Кодекс поведения» оговаривал бы правила и условия их работы в Абхазии. Это должен был быть документ внутреннего пользования для самих организаций, и таким образом отпадала необходимость его официально подписывать с представителем де-факто властей.

Во вчерашнем заявлении Багапша говорится, что сухумские власти отказываются от этого предложения организаций ООН. Де-факто президент говорит, что это предложение идет не от самих организаций, а от грузинского правительства, конкретнее – от министра по вопросам реинтеграции – Темура Якобашвили.

“В данный момент Государственный министр по вопросам реинтеграции президента Михеила Саакашвили предлагает работающим в Абхазии НПО просто согласиться на кодекс поведения, у которого нет никаких юридических полномочий. Никакое правительство это не поддержит, и никакое НПО не захотело бы, чтобы их люди работали в таких неясных условиях,” говорится в заявлении Багапша.

«Эхо Кавказа» связалось с одним из глав организаций ООН, работающих в Абхазии, Петером Николаусом.

Он сказал, что переговорный процесс с сухумскими властями продолжается. На вопрос какую роль в этом процессе принимают грузинские власти, Николаус дал короткий ответ, что они со своей стороны разговаривают как с грузинскими, так и сухумскими властями.

Грузинский госминистр Темур Якобашвили сказал, что они в курсе как развивается этот переговорный процесс, так как это входит в их непосредственную компетенцию. Но Якобашвили опроверг всякое давление со своей стороны на этот процесс.

“Тамошние власти пытаются как-то легатимизировать себя как независимое государство. И поэтому они заставляют или пытаются заставить международные организации подписать какие-то меморандумы, где бы однозначно было бы сказано, что Абхазия – независимая страна. Это называется одним словом – это называется шантаж. И тут правительство Грузии не при чем, потому что это те страны и междунароные организации, которые не признают оккупированные территории независимыми государствами,” сказал Темур Якобашвили.

Он подчеркнул, что это в интересах грузинских властей, чтобы междунароные организации продолжали работать в Абхазии.

В своем заявлении Багапш также говорит, что работа междунароных организаций в Абхазии для них важна.

* * * * * *
О ситуации с неправительственными организациями в самопровозглашенной республике Абхазия рассуждает главный редактор “Чегемской правды” Инал Хашиг.

- Этот шаг можно расценить двояко. С одной стороны не исключено, что это последний шаг в том плане, что международные организации все-таки уйдут на какой-то период, но это не означает, что они могут уйти окончательно. Вполне возможно, что через какое-то определенное время они смогут вернуться. Я так думаю. В принципе, сейчас сложно даже предсказать, кому больше нужно нахождение этих международных неправительственных организаций в Абхазии: самим абхазам или международному сообществу, которое фактически с уходом этих организаций потеряет полностью контакт с Абхазией, и даже не будет знать, что там, собственно говоря, происходит. И я думаю, этот затяжной какой-то торг с определенной выжидательной позицией, то там возможны варианты – то, что уйдут, и, может быть, через год-два-три вернутся. Наверняка весь этот период не будет так просто зависать, и будут вестись какие-то кулуарные переговоры по этой ситуации. Я не думаю, что уход международных организаций в интересах Абхазии. Это действительно возможность общаться с остальным миром, то есть доносить до мира о своих каких-то интересах, потому что уход международных организаций означает то, что в Абхазии будет полностью доминировать только один игрок – Россия. И, конечно же, это сейчас не в интересах Абхазии. Тем не менее, сохранение того формата, который был здесь в Абхазии до августовских событий 2008 года, конечно же, не отвечает абхазским интересам, тем более что за последние два-три года, когда госминистром по реинтеграции Грузии стал Темур Якобашвили, практически работа всех международных организаций, которые работали в Абхазии, все эти проекты проходили обязательное согласование в этом министерстве, и это не нравилось не только абхазам, но и самим руководителям этих неправительственных организаций. Когда Запад начинает с таким упрямством давить на свои педали, не признавать Абхазию ни в каких параметрах, от этого страдает в большей степени не только Абхазия, но страдают те же западные интересы, потому что освобожденное пространство обязательно заполняется Россией. И если исходить из того, что Запад крайне недоволен тем, что в Абхазии усиливаются позиции России, то такого рода шаги как раз укрепляют позиции России в Абхазии. И я думаю, что в конце концов, может быть, через пару лет это упорство сменится более прагматичным подходом к данному вопросу.
XS
SM
MD
LG