Accessibility links

Неутомленные Солнцем


Гарик Сукачев
Гарик Сукачев
МОСКВА (Корр. Радио Свобода) -- 1 апреля на экраны российских кинотеатров вышел фильм Игоря (Гарика) Сукачева "Дом солнца".

Люди, которые посмотрят новый фильм Гарика Сукачева "Дом солнца", надолго запомнят его героев: высоченного красавца с пшеничной пышной гривой волос (Станислав Рядинский) и маленькую, тоненькую девочку-стебелек (Светлана Иванова), Солнце и его Принцессу.

Точь-в-точь так выглядела пара в мультфильме, который можно считать гимном хиппи, – в "Бременских музыкантах". Он – лидер московской "Системы" (так называлось сообщество московских хиппи), она – дочка партийного функционера. Ее отец – вместо Короля, а вместо разбойников – люди, куда более опасные, чем мультяшные персонажи: милиция и госбезопасность. Конечно, нашим героям "дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы". Принцесса бежит из отчего дома в Крым, в шалаш, к ночному шабашу на "Патлатой" горе, в Дом Солнца – к самой себе и своей любви.

История не такая оптимистичная, как в "Бременских музыкантах", потому что сказочный сюжет помещен в определенные исторические обстоятельства. Это СССР, самое начало 70-х годов.

Не стоит искать сходства главного героя с Юрием Бураковым по кличке "Солнце", лидером московских "центровых". Не стоит искать и полной правды о том, как жила "Система" – например, речь была совершенно другой. Хотя многие вещи показаны честно: вечный портвейн "Три семерки", таблеточки циклодола, переходящие из рук в руки, и то, как клянчат ("аскают") на улице, и то, как по мелочи приворовывают, как корчатся от передозировки… Но это - вскользь, а в целом все изображено в романтических тонах.

По мотивам повести Ивана Охлобыстина Гарик Сукачев и сценарист Наталья Павловская сделали такую сказку, которую могли бы сочинить сами хиппи про те времена, "когда мы, - как поет лидер группы "Калинов мост" Дмитрий Ревякин, - уходили из дома". Реальность соотносится с вымыслом примерно так, как английский текст песни "The House of the Rising Sun" - с русскоязычной версией.

Подстрочный перевод с оригинала звучит так:

"Мама, скажи своим детям
Не повторять моих ошибок,
Не прожигать жизнь в пороке и страданиях
В Доме Восходящего Солнца".

А в фильме, в русской версии:

"Слепая мгла, мерцание звезд
Играют каждой судьбой,
А сердце ждет в молчании звезд,
Где встретимся снова с тобой"

"Дом солнца" - не мюзикл, как "Волосы", не философская драма, как "Забриски Пойнт" Антониони или "Мечтатели" Бертолуччи. Это незатейливая мелодрама о "воспитании чувств". Основная интонация - лирическая, хотя много смешного (чего стоит хотя бы "радиохулиганка" Баба Беда в исполнении Анны Цукановой). В сценарии допущена серьезная ошибка – не хочется подробно объяснять, чтобы не раскрывать интригу, но она низводит возвышенную мотивацию до обыденной и лишает образ героя символической нагрузки. Однако следует высоко оценить работу оператора, выбор музыки и распределение ролей (актеры, даже занятые в малюсеньких эпизодах, – отличные, особенно хочется отметить Дарью Мороз). Зрители выходили из "Пушкинского" в хорошем настроении.

Александр Липницкий, теперь радиоведущий, в прошлом - бас-гитарист "Звуков Му", фильм посмотрел уже второй раз:

– Это просто про мою компанию, поэтому мне его второй раз посмотреть не жаль, тем более Гарик пригласил. Мне очень понравилась исполнительница главной роли. Я считаю, единственная удача большая за много лет у нас – такая девушка в кино.

– Это история хиппи, но в очень романтизированно-лирическом варианте. Что вызывает сомнения? Или нет сомнений - пусть так?

– Я считаю, что это правильный подход, потому что чернухи в нашем кино и в нашей жизни хватает. А время было светлое. Хотя все эти события проходили при мне, они окрашены таким флером романтизма. Я считаю, что это правильно, лжи в этом фильме нет.

– Вы знали Юрия Буракова, он же Солнце, – лидера московской "Системы"...

– Юра Солнце на себя не похож совершенно в этом фильме. Но это меня не беспокоит, потому что, мне кажется, такого человека, как Солнце, найти просто невозможно. Я бы его сравнил с Распутиным в исполнении Петренко из фильма "Агония". Такой он был мощный вожак стаи, человек без возраста. А его играет юный актер.

Хотя одна претензия к Гарику у меня есть. Солнце ходил в настоящей замшевой куртке с бахромой. И я Гарику, когда он спрашивал, как одеть героев, сказал: "Солнце должен быть в этом. Купи в Америке. В конце концов, это лишние 200 долларов". Они не нашли такую куртку.

Говорит кинокритик и телеведущий Давид Шнейдеров:

– На самом деле это одна из лучших картин, которые я видел за последнее время. Она удивительна по мастерству и по нравственному месседжу. У нас давно не было таких картин, которые были бы одновременно веселы и грустны, которые были бы абсолютно нравственны. Эта картина рассказывает о любви, и через историю любви рассказывает об очень важных для нашей страны вещах – о тех молодых людях, которые стали первыми, с одной стороны, ростками, а с другой стороны – заложниками той свободы, которая начала пробиваться в 70-е годы в нашей стране.

– Которую они сами начали пробивать.

– Которую они сами начали пробивать, в том числе и своей кровью, своими судьбами, своими карьерами. Они были смелыми, они перестали бояться, им стало наплевать на карьеру, на дипломы, на зарплаты, они жили той жизнью, которой хотели жить. И Гарик очень поэтично, красиво, нежно об этом рассказал. Удивительные актерские работы, даже у тех, кто играет в эпизодах - Никита Высоцкий, Миша Ефремов, не главная роль Даши Мороз, но, тем не менее, это очень запоминающиеся работы.

– Много ли вообще вы сами видели фильмов, посвященных движению хиппи?

– Их не так много, ведь даже на Западе сейчас к движению хиппи относятся сложно, потому что это секс, это наркотики, чего, кстати, в фильме у Сукачева нет. У него очень чистая и светлая картина.
XS
SM
MD
LG