Александр Генис: Продолжая весеннюю тему, мы посвятим сегодняшний выпуск “Кинообозрения” фильму о любви – фильму, плотно застрявшему на нью-йоркских экранах со времен Оскаровской церемонии. У микрофона – ведущий этой рубрики Андрей Загданский. Прошу вас, Андрей!
Андрей Загданский: “An Education” - “Образование” (это дословный перевод с английского) или, еще один перевод - “Воспитание чувств” - фильм, который получил несколько оскаровских номинаций, но ни одного “Оскара” – такое бывает. Картину приятно смотреть – точная, лаконичная режиссура, замечательное внимание к деталям и, наконец, точные актерские работы. В фильме нет большой концепции, если только не принимать за большую концепцию вопрос: стоит ли девушке со способностями получить образование или же имеет смысл выйти замуж за человека с деньгами и не мучиться в Оксфорде? Но в фильме есть замечательное человековедение, наблюдение за эволюцией характеров, за их неожиданными и точными реакциями в неожиданных, но, отнюдь, не экстраординарных обстоятельствах. Ощущение достоверности истории и простота, с которой история рассказана, напоминает мне картины 60-х. Любопытно, что режиссер фильма, Лоун Шерфиг - датчанка и принадлежит к датской группе “Догма”, которую весь мир знает по фильмам Ларса фон Триера. Возможно, Лоун Шерфиг потеряла определенный аскетизм в своем новом фильме, который был присущ работам “Догмы”, но она осталась верна главным эстетическим принципам движения. Главная героиня фильма - 17-летняя школьница Джинни, точнее, 16-летняя школьница, и это важно, потому что на свое 17-летие, в день рождения, Джинни планирует потерять свою девственность. Джинни играет Кэри Малиган, и за свою роль Кэри была номинирована на “Оскара”. Джинни – отличница, живет с родителями, ходит в школу для девочек и мечтает поступить в Оксфорд. Джинни играет на виолончели и за ней ухаживает, если только слово “ухаживает” в этом случае подходит, мальчик, с которым она ходит на музыкальные уроки. И вот после музыкального урока, в дождливый день, когда Джинни ждет автобуса под проливным английским дождем, ей предлагает свою помощь подвезти домой Дэвид - молодой мужчина, который водит неземной красоты автомобиль “Бристол”. Дэвид очарователен и остроумен, Дэвид загадочен, и Джинни влюбляется. Так просто и интересно смотреть, как начинаются эти отношения, сколько восторга, смущения и интереса в Джинни - одно смущенное фырканье и хмыканье актрисы много стоит. Такое деликатное и восхищенное поведение Дэвида. И мы понимаем, мы предчувствуем, что эти отношения обречены, но предчувствие беды не портит удовольствия от фильма, что важно - не делает фильм мелодраматичным. Здесь замечательная, точная мера - сценарная, актерская и мера режиссуры. Отца Джинни играет Альфред Малино, актер совершенно особый (сегодня он играет, кстати, в спектакле на Бродвее роль русского художника, играет так, что обычно сдержанный на похвалы “Ньюйоркер” не может остановиться от восторга). В “Образовании” Малино играет отца, который так хочет, чтобы его дочь преуспела в жизни, чтобы получила образование, настоящее образование. Но когда подворачивается Дэвид и отец попадает под обаяние этого богатого, легкого и, как мы абсолютно точно чувствуем, совершенно поверхностного человека, отец меняет план и, может быть, Оксфорд уже не так важен, ведь самое главное, чтобы дочь была просто счастлива. И отец делает ошибку. И теперь - мать. Когда Дэвид заходит впервые в дом Джинни и знакомится с родителями, гладя на мать Джинни, Дэвид говорит: “Джинни, ты не сказала мне, что у тебя есть сестра!” Такой вульгарный в своей очевидной лжи комплимент, и так точно работающий! Лед растаял. И вот когда Джинни возвращается домой после первого свидания вечером, мать моет кастрюлю на кухне и трет что-то пригоревшее ко дну кастрюли. Джинни входит на кухню, радируя от счастья. “Как прошел твой вечер?” - спрашивает мать, на мгновение отрываясь от мытья кастрюли. “Это был лучший вечер в моей жизни!”, - говорит Джинни и ждет дальнейших вопросов. Но мать теряет интерес к беседе и возвращается к мытью кастрюли. Сокрушительной точности деталь. Такие вещи делают этот фильм. Словом, замечательная картина, особенно для молодой влюбленной пары. Не случайно фильм по-прежнему идет в кинотеатрах Нью-Йорка довольно долго. Фильм для тех, кто встречается, кто строит отношения, но, предупреждаю - только не для тех, где мужчина на много лет старше.
Александр Генис: Андрей, в последнее время английский кинематограф одалживает американскому зрителю весьма своеобразную кухонную драму, построенную на маленьких человеческих чувствах, на небольших конфликтах, на тонкости переживаний. Все это напоминает мне, между прочим, советские фильмы 60-х годов. И оказалось, что именно таких картин не хватает Голливуду, не так ли?
Андрей Загданский: Вы абсолютно правы, таких фильмов всегда не хватает, особенно не хватает в большом городе, где так много встречающихся пар и им всегда хочется найти какой-то замечательный, точный “дейт фильм”, как говорят по-английски. И вот этот фильм абсолютно точно заполняет эту зрительскую нишу, поэтому эта картина обречена на долгую жизнь. Вы получаете простое физическое, зрительское удовольствие, когда вы смотрите эту картину. Таких фильмов не так уж много в прокате, этот фильм, по-своему – маленькая, точная жемчужина.
Андрей Загданский: “An Education” - “Образование” (это дословный перевод с английского) или, еще один перевод - “Воспитание чувств” - фильм, который получил несколько оскаровских номинаций, но ни одного “Оскара” – такое бывает. Картину приятно смотреть – точная, лаконичная режиссура, замечательное внимание к деталям и, наконец, точные актерские работы. В фильме нет большой концепции, если только не принимать за большую концепцию вопрос: стоит ли девушке со способностями получить образование или же имеет смысл выйти замуж за человека с деньгами и не мучиться в Оксфорде? Но в фильме есть замечательное человековедение, наблюдение за эволюцией характеров, за их неожиданными и точными реакциями в неожиданных, но, отнюдь, не экстраординарных обстоятельствах. Ощущение достоверности истории и простота, с которой история рассказана, напоминает мне картины 60-х. Любопытно, что режиссер фильма, Лоун Шерфиг - датчанка и принадлежит к датской группе “Догма”, которую весь мир знает по фильмам Ларса фон Триера. Возможно, Лоун Шерфиг потеряла определенный аскетизм в своем новом фильме, который был присущ работам “Догмы”, но она осталась верна главным эстетическим принципам движения. Главная героиня фильма - 17-летняя школьница Джинни, точнее, 16-летняя школьница, и это важно, потому что на свое 17-летие, в день рождения, Джинни планирует потерять свою девственность. Джинни играет Кэри Малиган, и за свою роль Кэри была номинирована на “Оскара”. Джинни – отличница, живет с родителями, ходит в школу для девочек и мечтает поступить в Оксфорд. Джинни играет на виолончели и за ней ухаживает, если только слово “ухаживает” в этом случае подходит, мальчик, с которым она ходит на музыкальные уроки. И вот после музыкального урока, в дождливый день, когда Джинни ждет автобуса под проливным английским дождем, ей предлагает свою помощь подвезти домой Дэвид - молодой мужчина, который водит неземной красоты автомобиль “Бристол”. Дэвид очарователен и остроумен, Дэвид загадочен, и Джинни влюбляется. Так просто и интересно смотреть, как начинаются эти отношения, сколько восторга, смущения и интереса в Джинни - одно смущенное фырканье и хмыканье актрисы много стоит. Такое деликатное и восхищенное поведение Дэвида. И мы понимаем, мы предчувствуем, что эти отношения обречены, но предчувствие беды не портит удовольствия от фильма, что важно - не делает фильм мелодраматичным. Здесь замечательная, точная мера - сценарная, актерская и мера режиссуры. Отца Джинни играет Альфред Малино, актер совершенно особый (сегодня он играет, кстати, в спектакле на Бродвее роль русского художника, играет так, что обычно сдержанный на похвалы “Ньюйоркер” не может остановиться от восторга). В “Образовании” Малино играет отца, который так хочет, чтобы его дочь преуспела в жизни, чтобы получила образование, настоящее образование. Но когда подворачивается Дэвид и отец попадает под обаяние этого богатого, легкого и, как мы абсолютно точно чувствуем, совершенно поверхностного человека, отец меняет план и, может быть, Оксфорд уже не так важен, ведь самое главное, чтобы дочь была просто счастлива. И отец делает ошибку. И теперь - мать. Когда Дэвид заходит впервые в дом Джинни и знакомится с родителями, гладя на мать Джинни, Дэвид говорит: “Джинни, ты не сказала мне, что у тебя есть сестра!” Такой вульгарный в своей очевидной лжи комплимент, и так точно работающий! Лед растаял. И вот когда Джинни возвращается домой после первого свидания вечером, мать моет кастрюлю на кухне и трет что-то пригоревшее ко дну кастрюли. Джинни входит на кухню, радируя от счастья. “Как прошел твой вечер?” - спрашивает мать, на мгновение отрываясь от мытья кастрюли. “Это был лучший вечер в моей жизни!”, - говорит Джинни и ждет дальнейших вопросов. Но мать теряет интерес к беседе и возвращается к мытью кастрюли. Сокрушительной точности деталь. Такие вещи делают этот фильм. Словом, замечательная картина, особенно для молодой влюбленной пары. Не случайно фильм по-прежнему идет в кинотеатрах Нью-Йорка довольно долго. Фильм для тех, кто встречается, кто строит отношения, но, предупреждаю - только не для тех, где мужчина на много лет старше.
Александр Генис: Андрей, в последнее время английский кинематограф одалживает американскому зрителю весьма своеобразную кухонную драму, построенную на маленьких человеческих чувствах, на небольших конфликтах, на тонкости переживаний. Все это напоминает мне, между прочим, советские фильмы 60-х годов. И оказалось, что именно таких картин не хватает Голливуду, не так ли?
Андрей Загданский: Вы абсолютно правы, таких фильмов всегда не хватает, особенно не хватает в большом городе, где так много встречающихся пар и им всегда хочется найти какой-то замечательный, точный “дейт фильм”, как говорят по-английски. И вот этот фильм абсолютно точно заполняет эту зрительскую нишу, поэтому эта картина обречена на долгую жизнь. Вы получаете простое физическое, зрительское удовольствие, когда вы смотрите эту картину. Таких фильмов не так уж много в прокате, этот фильм, по-своему – маленькая, точная жемчужина.