Accessibility links

Краеугольный камень региональной политики


Родители пропавших без вести югоосетинских жителей
Родители пропавших без вести югоосетинских жителей
В четверг под эгидой международного общества «Красный Крест» в зоне грузино-осетинского конфликта прошла трёхстороняя встреча, на которой шла речь о поисках пропавших и задержанных людей. Рассказывает сотрудница правозащитной организации «Демос» Варвара Пахоменко.

--До сих пор неизвестна судьба семи осетин, четверо из которых пропали во время военных действий и трое- в октябре 2008 года. В Цхинвали заявляют, что располагают фактами, подтвержающими, что эти люди задерживались грузинскими силовыми структурами.

Появившаяся в апреле прошлого года видеозапись избиения троих пропавших осетинских подростков стала причиной отказа осетинской стороны от участия с приграничных встречах по предотвращению инцидентов. Договоренность об этих встречах была по сути едиственным достижением женевских дискуссий. Но власти Южной Осетии заявили, что пока грузинская сторона не предоставит информацию о пропавших, говорить обо всем остальном бессмысленно.

Проблема исчезновения людей вышла из плоскости только человеческой трагедии и нарушений прав человека и стала одним из краеугольных камней региональной политики. В январе этого года грузинские и югоосетинские НПО пытались организовать визит родителей пропавших парней в Грузию, где те могли бы встретиться с прокуратурой и журналистами. Но инициатива сорвалась. Власти Южной Осетии, давшие согласие на мероприятие, говорят, что Красный Крест, который должен был перевезти людей через границу, в последний момент дал отбой.

В регионе сложилась ситуация, когда родственники не только пропавших без вести, но и задержанных противоположной стороной людей, не могут перейти границу, чтобы встретиться с близкими. Поездка на допрос в горийскую прокуратуру родители пропавших-Хачирова, Хугаева и Плиева, организованная экспертами Совета Европы, вызвала неоднозначную реакцию в Цхинвали. Власти выступают против любых контактов местного населения с грузинскими властями, полагая, что обращаясь к ним, жители республики подтверждают, что являются гражданами Грузии. В тоже время, любой человек, вне зависимости от гражданства, чьи права были нарушены представителями государства, может обратиться в официальные инстанции этой страны для защиты.

Практика других конфликтных регионов показывает, что проблема без вести пропавших и задержанных людей необходимо обсуждать отдельно. Иначе эта болезненная тема может блокировать обсуждение всех прочих вопросов. К примеру, после карабахского конфликта и в Армении, и в Азербайджане были созданы правительственные комиссии по проблемам пропавших без вести, посредниками между которыми выступали общественники из третьих стран, курсирующие между враждующими сторонами.

Инициатива Красного Креста создать отдельный формат для обсуждения проблем исчезнувших и задержанных людей может стать таким альтернативным форматом, в рамках которого необходимо обеспечить возможность посещения родственниками задержанных и проведения совместных расследований.
XS
SM
MD
LG