Accessibility links

Чего ждут в Тбилиси от отмены визового режима с Ираном?


Столь привлекательные для грузинских торговцев иранские сухофрукты
Столь привлекательные для грузинских торговцев иранские сухофрукты
ПРАГА---В Тбилиси продолжают обсуждать начало переговоров с Исламской Республикой Иран об отмене визового режима с Грузией. Как говорят в грузинском внешнеполитическом ведомстве, безвизовый режим не будет противоречить национальным интересам и приоритетам внешней политики Грузии. Более того, как говорят специалисты, такое решение пойдет на пользу экономике страны, в частности, секторам энергетики и торговли. Выгоду от подобного соглашения, судя по всему, ожидают даже простые граждане.

Вчера моя тбилисская знакомая, которая, занимается торговлей и часто летает в Иран челночными рейсами, взахлеб расказывала мне по телефону, как часто теперь можно будет привозить оттуда сухофрукты. Так это или нет – в тонкости торговых отношений я не вникала, но появилось желание поинтересоваться у экспертов: а что важнее для страны – не испортить отношения с Соединенными Штатами, если это соглашение действительно может иметь такие последствия, или доставить гражданам удовольствие чаще привозить из Ирана сухофрукты?

Эксперт по экономическим вопросам Ладо Папава считает, что все далеко не так безобидно. По его мнению, этот шаг грузинское руководство с Вашингтоном не согласовало.

“Особенных изменений в торговых отношениях и в человеческом передвижении, я думаю, не последует. Иран, хотя и соседнее, но не приграничное государство. С другой стороны, это решение как бы демонстрирует Соединенным Штатам, что грузинское руководство хочет сделать какой-то не согласованный с Вашингтоном шаг. Может быть, таким образом Тбилиси хочет обратить на себя внимание Вашингтона, потому что там в последнее время про Тбилиси вроде бы забыли. Но я такой шаг все-таки считаю очень рискованным,” сказал Папава.

Что касается глобальной внешней политики, здесь мнение аналитиков разделилось. В корне неправильно считать, что это соглашение может спровоцировать раздражение Соединенных Штатов, убежден политолог Каха Гоголашвили.

“Практически, это чисто гуманитарный вопрос и никто не запрещал Грузии развивать нормальные экономические отношения с соседними государствами, в том числе и с Ираном. Другое дело, если Соединенные Штаты наконец-то добьются принятия Совбезом ООН санкций для Ирана. Неизвестно еще, какие это будут санкции. Если они будут включать в себя очень жесткие меры, в том числе и ограничения в передвижении граждан, то Грузии, конечно, придется считаться с мнением США. А на данный момент, я думаю, развитие экономических и гуманитарных отношений с Ираном не должно вызвать никаких противоречий с нашей политикой в отношении Соединенных Штатов”, говорит Каха Гоголашвили.

В самом Иране, похоже, так не думают. В конце прошлой недели в Тбилиси побывала группа иранских журналистов, которая вместе с грузинскими коллегами задавала вопросы послу Ирана в Грузии Маджиду Саберу. На этой пресс-конференции посол вспомнил о кризисе в январе 2006 года, который последовал за взрывом газопровода на Северном Кавказе, и о том, что тогда Иран помог Грузии и предоставил газ. «США не помогли вам, когда вам это нужно было больше всего. Настоящая дружба проявляется в нужде», заявил Маджид Сабер.

Правда, о том, по какой цене был куплен тогда иранский газ, грузинские власти промолчали, хотя легенды о заоблачной цене на это топливо ходят до сих пор.
XS
SM
MD
LG