СУХУМИ--Открытие мемориала памяти погибшим за независимость и единство Грузии в Тбилиси не осталось незамеченным в Абхазии. Естественно, внимание местных наблюдателей привлек тот факт, что среди имен на мемориале есть и имена погибших во время грузино-абхазского конфликта.
В Абхазии в эти дни завсегдатаи кофеен обсуждают открытие вчера в день независимости Грузии пятидесятиметрового, самого высокого в Тбилиси памятника, названного мемориалом в честь героев, погибших в борьбе против России. Правда, обсуждающих было бы куда больше, если бы сюжет об открытии тбилисского монумента был показан на московских телеканалах.
Конечно, это право любой суверенной страны увековечивать память о своих погибших. Но и у критиков любого такого проекта есть право высказывать свои замечания к логике, которой руководствовались авторы монумента. Так, в российских СМИ утверждают, что авторы памятника смешали большевизм с Россией. Что грузинским юнкерам, погибшим в боях с Красной армией в 1921 году и предводителям восстания 1924-го года противостояли, в первую очередь, сами грузинские большевики – Сталин и Орджоникидзе. Причем, памятник Сталину в Гори Саакашвили не трогает.
В Абхазии же, прежде всего, обратили внимание на то, что среди почти четырех тысяч имен на монументе значатся погибшие в абхазской войне 1992-93 годов. Вообще-то называть грузино-абхазскую войну «абхазской», так же нелепо как русско-кавказскую войну 19 века «кавказской». Как будто в первом случае воевали между собой абхазы, а во втором кавказцы. Это свидетельствует о неспособности говорящих так подняться над своей точкой зрения. Но, не говорю уже о таких деталях как то, что в 1992-93 годах этнические русские воевали не только на стороне абхазов, но и на стороне грузин, как российская блокада Абхазии в середине девяностых. Впрочем, мы уже привыкли к тому, что в Тбилиси предпочитают воспринимать абхазов и южных осетин столь малой величиной, которой, как говорят в науке, можно и пренебречь.
В Абхазии, как в городах, так и во многих селах, воздвигнуты свои памятники погибшим в боях за свободу Абхазии в войне 1992-93 годов. Обычно, их открытие происходило к 30 сентября, которое в Абхазии называют днем победы. Нередко в селах, как, например, в Верхней Эшере, мемориалы эти состоят из трех частей, на которых выбиты имена сельчан-жертв сталинских репресий, погибших в Великой отечественной войне и в грузино-абхазской войне.
Любопытно, что как бы в противовес монументу на площади Героев в Тбилиси, на сухумской набережной, недалеко от стен древней сухумской крепости сохранился и скромный памятник комсомольцам. На нем написано: «Погибшим в боях против врагов советской власти в 1924 году», то есть речь идет о том самом восстании. Не скажу, впрочем, что к нему кто-то у нас относится с пиететом. Почти все об этом старом памятнике забыли, а из среды историков и краеведов время от времени раздаются голоса, что надо бы провести там раскопки, отыскать находящуюся где-то в этом месте могилу князя Келешбея Чачбы, после убийства которого в мае 1808 года независимость Абхазии была утеряна почти на 200 лет, и восстановить разрушенный в свое время и сохранившийся лишь на старой фотографии памятник ему.
В Абхазии в эти дни завсегдатаи кофеен обсуждают открытие вчера в день независимости Грузии пятидесятиметрового, самого высокого в Тбилиси памятника, названного мемориалом в честь героев, погибших в борьбе против России. Правда, обсуждающих было бы куда больше, если бы сюжет об открытии тбилисского монумента был показан на московских телеканалах.
Конечно, это право любой суверенной страны увековечивать память о своих погибших. Но и у критиков любого такого проекта есть право высказывать свои замечания к логике, которой руководствовались авторы монумента. Так, в российских СМИ утверждают, что авторы памятника смешали большевизм с Россией. Что грузинским юнкерам, погибшим в боях с Красной армией в 1921 году и предводителям восстания 1924-го года противостояли, в первую очередь, сами грузинские большевики – Сталин и Орджоникидзе. Причем, памятник Сталину в Гори Саакашвили не трогает.
В Абхазии же, прежде всего, обратили внимание на то, что среди почти четырех тысяч имен на монументе значатся погибшие в абхазской войне 1992-93 годов. Вообще-то называть грузино-абхазскую войну «абхазской», так же нелепо как русско-кавказскую войну 19 века «кавказской». Как будто в первом случае воевали между собой абхазы, а во втором кавказцы. Это свидетельствует о неспособности говорящих так подняться над своей точкой зрения. Но, не говорю уже о таких деталях как то, что в 1992-93 годах этнические русские воевали не только на стороне абхазов, но и на стороне грузин, как российская блокада Абхазии в середине девяностых. Впрочем, мы уже привыкли к тому, что в Тбилиси предпочитают воспринимать абхазов и южных осетин столь малой величиной, которой, как говорят в науке, можно и пренебречь.
В Абхазии, как в городах, так и во многих селах, воздвигнуты свои памятники погибшим в боях за свободу Абхазии в войне 1992-93 годов. Обычно, их открытие происходило к 30 сентября, которое в Абхазии называют днем победы. Нередко в селах, как, например, в Верхней Эшере, мемориалы эти состоят из трех частей, на которых выбиты имена сельчан-жертв сталинских репресий, погибших в Великой отечественной войне и в грузино-абхазской войне.
Любопытно, что как бы в противовес монументу на площади Героев в Тбилиси, на сухумской набережной, недалеко от стен древней сухумской крепости сохранился и скромный памятник комсомольцам. На нем написано: «Погибшим в боях против врагов советской власти в 1924 году», то есть речь идет о том самом восстании. Не скажу, впрочем, что к нему кто-то у нас относится с пиететом. Почти все об этом старом памятнике забыли, а из среды историков и краеведов время от времени раздаются голоса, что надо бы провести там раскопки, отыскать находящуюся где-то в этом месте могилу князя Келешбея Чачбы, после убийства которого в мае 1808 года независимость Абхазии была утеряна почти на 200 лет, и восстановить разрушенный в свое время и сохранившийся лишь на старой фотографии памятник ему.