Accessibility links

Нефть против черноморской полоски рая


ПРАГА -- Российская компания "Роснефть" в скором будущем займется поиском, разведкой и разработкой нефтяных и газовых месторождений на абхазском морском шельфе. Такое заявление ещё накануне летнего сезона сделал руководитель "Роснефти" Сергей Богданчиков. Подтвердили эти планы и сухумские власти. Словно предупредили потенциальных отдыхающих – торопитесь насладиться чудным морем, в будущем пригодной для купания воды здесь можете уже не застать. Совместить экологически чистую морскую природу и нефтедобычу пробовали в других местах и раньше. Например, в Баку на побережье Каспия. Нефтедобыча быстро и легко вытеснила отдыхающих с бакинских пляжей. «Никого уже это море не интересует», - сказал мне на днях бакинец, рассказывая о том, что в его городе много дней подряд стоит нестерпимая жара. Чем не наказание людей за их углеводородное хищничество – температура выше 40 градусов в тени, рядом плещется безмятежное море, а ступить в него нельзя. Даже великий кинорежиссёр Леонид Гайдай не удержался от того, чтобы обыграть в фильме по роману «12 стульев» этот курьёз: отец Фёдор ныряет в волны Каспия, а со дна поднимается уже весь чёрный от нефти. Обидно будет, если подобные сюжеты в будущем станут снимать, например, в Гудауте или в Гаграх.

Приведу сведения председателя азербайджанской организации «Движение зеленых» Фариды Гусейновой, высказанные агентству «Trend Live»: «В начале века уровень загрязнения моря не превышал 5–10 процентов, сегодня же благодаря нефтедобычи в недрах Каспийского моря, эта цифра достигла 20–30 процентов, если не больше». Не исключаю, что эколог не стала шокировать общественность более страшными цифрами, специалисты часто жалеют нас, скрывая истинное положение дел за такими фразами, как «если не больше».

А вот сообщение эколога из Казахстана Куралай Шанкиевой, опубликованное на одном из республиканских интернет-сайтах: «В зоне затопления и подтопления Каспия находится 19 месторождений, на которых расположено 1485 пробуренных скважин. Некоторые из них дают течь, большую опасность представляют 150 скважин, расположенные в прибрежной части моря».

Сторонники развития углеводородного бизнеса в Абхазии обязательно на всё это скажут: у нас-то будут качать нефть со дна морского по сверхсовременным технологиям! Не уверен, что у кампании, качавшей нефть в Мексиканском заливе, технологии были устаревшими.

Кто бывал на абхазском побережье, тот знает – более благоприятного места для морского отдыха трудно отыскать на всём постсоветском пространстве. Здесь сочетаются тёплые морские течения, солнечная погода и бархатные субтропики. Роща реликтовой пицундской сосны – это лишь малая часть растительных чудес этого края. Вся Абхазия – это сплошное природное чудо! Однако местные люди, увлёкшись политикой, это чудо забросили. Сегодня морское абхазское побережье напоминает запущенный рай. И всё равно сюда едут люди на отдых, потому что удовольствие от природных чудес не могут перечеркнуть даже бесхозяйственность и разруха. А вот нефтянное пятно может. Впрочем, в данном случае планы по нефтедобыче нефти на абхазском шельфе – это ведь тоже следствие разрухи, только уже в головах алчных людей.

По данным ООН, около 21 миллиона бареллей нефти ежегодно выливается в моря и океаны. Сколько из них придётся на лазурное абхазское побережье?
XS
SM
MD
LG