Accessibility links

Дипломатический парад в Грузии


Недоброжелатели Грузии любили говорить – страна находится в международной изоляции, Запад вас больше не поддерживает. После июльского дипломатического парада утверждать такое станет куда более сложно
Недоброжелатели Грузии любили говорить – страна находится в международной изоляции, Запад вас больше не поддерживает. После июльского дипломатического парада утверждать такое станет куда более сложно
ВЗГЛЯД ИЗ ТБИЛИСИ--В течение двух недель в Тбилиси и Батуми прошел парад высокопоставленных гостей. Он начался с визита госсекретаря США Хиллари Клинтон и включил проходы министров иностранных дел Польши, Франции и Люксембурга, руководителя вновь созданной внешнеполитической службы Евросоюза, вице-премьера Украины и, наконец, президента Азербайджана. В этот же период президент Саакашвили умудрился вставить встречи – пусть неофициальные – со своими украинским и белорусским коллегами в Крыму. Месяцем раньше он ездил встречаться с президентами Румынии и Франции. Ничего подобного не было давно. На фоне последних двух лет, когда количество официальных визитов в Тбилиси явно сократилось, это можно назвать «дипломатическим прорывом».

Большинство визитеров посетили не только Грузию, но несколько государств из тех, что Россия считает «ближним зарубежьем». В этом можно видеть определенную тенденцию: западные страны стараются, пусть на уровне символических жестов, обозначить, что улучшение отношений с Россией не происходит за счет интересов ее соседей. Встречи украинского, белорусского и азербайджанского лидеров с Саакашвили, символом непокорности по отношению к России, тоже означают, что эти лидеры стремятся уравновесить отношения с Россией другими политическими векторами.

Но всплеск дипломатической активности особенно значим именно для Грузии. Тот факт, что Саакашвили в последнее время почти не приглашали на встречи высокого ранга, что Тбилиси перестал быть популярным местом для высокопоставленных встреч, связан не только с тем, что Запад не одобрил поведения Саакашвили в августе 2008 года. Проблема заключалась и в том, что было не вполне ясно, сможет ли он политически выжить после военного поражения. Либо, даже если сможет, сделает ли он это за счет политических репрессий и урезывания демократических свобод. Поэтому Запад решил выждать: посмотрим, как там будет в Грузии...

Результаты местных выборов в мае окончательно расставили точки над i. Саакашвили и его партия существенно укрепили свои позиции. Следовательно, в течение нескольких лет придется иметь дело именно с ним. Более того, Саакашвили не просто выжил, но сделал это без резких движений. Ясно, что по уровню демократии Грузия не сравнится со странами Евросоюза, но на фоне внутриполитической напряженности и экзистенциальной опасности с Севера, общая динамика была скорее в сторону расширения демократических свобод, а не наоборот. Это подтвердило и качество выборов: западные наблюдатели в один голос отметили явный прогресс по сравнению с прошлым, хотя всегда добавляли (вполне справедливо), что для консолидации демократических институтов еще далеко.

Пусть Саакашвили уже не вернуть статус «звезды», который он имел непосредственно после «революции роз», но на Западе убедились, что это – серьезный лидер, с которым следует считаться и иметь дело, а Грузия, несмотря на недостатки, остается региональным лидером в области развития демократии.

Что конкретно могут принести эти визиты Грузии, кроме приятных слов? Ясно, что Россия не уйдет из Абхазии и Южной Осетии, Грузию не примут в НАТО и, тем более, в Евросоюз. Запад не будет воевать с Россией за суверенитет Грузии, и даже не будет устанавливать против нее экономических санкций. Но дело не в этом, а в динамике. Соединенные Штаты именно в последнее время стали последовательно определять российское военное присутствие в Абхазии и Южной Осетии как «оккупацию» - т.е. употреблять наиболее острые выражения, какие есть в дипломатическом лексиконе. Возможно, это связано с предвыборной ситуацией в самих США и происходит в ответ на критику со стороны республиканцев. Ну и что? Слово «оккупация» не воробей, забрать его обратно будет трудно. С Евросоюзом Грузия недавно подписала договор об облегчении визового режима, и объявлено о начале переговоров о договоре об ассоциации. Критики скажут – не бог весть что. Может быть. Но тем не менее, и с Евросоюзом динамика позитивная.

Все это можно подытожить так: недоброжелатели Грузии (или ее сегодняшнего правительства) любили говорить – видите, страна находится в международной изоляции, Запад вас больше не поддерживает. Либо Грузии надо сдаваться на милость победителя, либо Саакашвили – срочно уходить. После июльского дипломатического парада утверждать такое станет куда более сложно.
  • 16x9 Image

    Гиа Нодиа

    Родился 4 сентября 1954 г. в Москве, в 1976 г. закончил философский факультет Тбилисского государственного университета. 

    В 1982 г. защитил диссертацию и стал кандидатом философских наук. Гиа Нодиа в настоящее время - профессор Университета Ильи в Тбилиси и председатель Кавказского института мира, демократии и развития.  

    Сотрудничает с Радио Свобода с 1989 г., на постоянной основе (на «Эхе Кавказа») – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG