Accessibility links

Кто ответит за смерть правозащитницы?


Многие из дел, которыми она занималась, получили продвижение и разрешение. Люди, судьбою которых она была озабочена, уже после ее смерти были освобождены
Многие из дел, которыми она занималась, получили продвижение и разрешение. Люди, судьбою которых она была озабочена, уже после ее смерти были освобождены
МОСКВА---Неделю назад исполнился год со дня убийства Натальи Эстемировой. Она была похищена в Грозном 15 июля 2009 года и в тот же день найдена убитой в Ингушетии, неподалеку от села Гази-Юрт. Прошедшие недели прошли под знаком этой годовщины.

Это не столько массовые акции, они не были массовыми, в Москве на пикет пришло около 50-и человек, в Грозном на импровизированный, молчаливый митинг человек до 150-и. В Москве друзья Наташи провели вечер ее памяти, рассказывая о том, что же изменилось за год, насколько продвинулась работа, которую вела Наташа. Конечно, заменить ее не мог никто, но многие из дел, которыми она занималась, получили какое-то продвижение и разрешение. В Страсбурге выносились решения по делам, которые начинала Наташа, люди, судьбою которых она была озабочена, уже после ее смерти были освобождены. Но в главном, в расследовании ее убийства, прогресса нет. Более того, следствие готово назначить убийцами боевиков, причем, уже убитых. Коллеги Наташи говорили о том, что энтузиазм следователей, первые месяцы расследовавших разные версии, в том числе и связанные с ее профессональной деятельностью, вылился, в итоге, в одно единственное направление: якобы убийца - боевик, который испытывал к Наташе личную неприязнь, потому похитил и убил ее. О причастности силовых структур Чеченской Республики, деятельность которых критиковала Наташа, к ее похищению и убийству речи уже нет. Реакция в мире, как ни странно, была гораздо более громкая.

Годовщина убийства Эстемировой и ход расследования заинтересовали Ангелу Меркель, встречавшуюся как раз в годовщину с Дмитрием Медведевым в Екатеринбурге. Госдепартамент США высказал озабоченность в связи с тем, что следствие за год не продвинулось. В Финляндии издатель, выпускающий книги Эстемировой и Политковской, говорит о том, что они пользуются большой популярностью, потому что людям это важно и интересно. Но это далеко от Грозного и далеко от Москвы. Здесь же, год спустя, лишь 50 человек пришли к памятнику Грибоедову, чтобы почтить память Эстемировой.

20 июля распространено заявление членов Совета по правам человека при президенте России, обращенное к президенту. Это заявление касалось слов, произнесенных Рамзаном Кадыровым 3-го июля по грозненскому телевидению, когда он назвал коллег Эстемировой, правозащитников, работающих в Чечне, в том числе и мемориальцев, врагами народа, врагами закона, врагами государства. За прошедшие две недели российские власти никак не отреагировали на эти слова. Члены Совета при президенте обратились к президенту с тем, чтобы он предпринял что-то, чтобы защитить правозащитников, работающих в Чечне. По сути дела это отчаянный шаг, ничего кроме слов они использовать не могут, они обращаются к тому, кто 19 мая, встречаясь с правозащитниками, работающими на Кавказе, сказал, что две задачи одинаково важны для глав субъектов федерации Северного Кавказва: борьба с терроризмом и диалог с обществом, и тот, кто не может наладить этот диалог, должен уходить. Вряд ли заявление Кадырова можно считать нормальным диалогом. Медведев пока ничего не ответил. И пока коллеги Эстемировой опасаются за жизнь, работающих в Чеченской Республике. Прошел год, но ничего, к сожалению, не меняется.

XS
SM
MD
LG