Accessibility links

Грузия и Россия не присоединились к конвенции о запрете кассетных бомб


В Грузии говорят, что в целом согласны с положениями конвенции, но не могут ее подписать пока сохраняется военная угроза со стороны России
В Грузии говорят, что в целом согласны с положениями конвенции, но не могут ее подписать пока сохраняется военная угроза со стороны России
ТБИЛИСИ--В эти выходные в силу вошло международное соглашение о запрете кассетных бомб. Во время августовской войны этот тип оружия активно применялся как Россией, так и Грузией. По данным международных организаций, мирное население в зоне конфликта продолжает страдать из-за этого.

Ни Москва, ни Тбилиси не собираются присоединяться к соглашению о запрете кассетных бомб.

Никого не удивил тот факт, что Россия во время августовской войны применяла кассетные бомбы. Эта страна является одним из крупнейших в мире производителей кассетных бомб, и она не раз использовала их, в том числе и во время Чеченской войны.

Но в 2008 году неожиданной для многих стала новость, что и грузинская сторона применяла кассетные бомбы. До этого мало кто знал, что у Тбилиси есть такое оружие.

Этот факт стал известен из доклада правозащитной организации Human Rights Watch. Во время войны они совершали поездки в зону конфликта. Во время одной из таких поездок на грузинских полях они нашли большое количество неразорвавшихся снарядов израильского производства.

Таких израильских снарядов нет в военном арсенале России, и поэтому организация за объяснениями обратилась к грузинской стороне.

Как рассказывает представитель Human Rights Watch Георгий Гогия, грузинское министерство обороны признало факт применения кассетных бомб, но настаивало, что использовало их только против российских военных в незаселенной зоне Рокского туннеля. Как эти бомбы попали в села по грузинскую сторону административной границы, минобороны в тот момент объяснить не смогло.

“Нам тогда сказали, что должны провести какое-то расследование совместно с израильскими специалистами и должны выяснить причину этого. До сих пор мне не известно насколько было проведено это расследование. То есть [результаты] нигде не публиковались официально. А мы не запрашивали отдельную информацию“,- сказал Гогия.

Осенью 2008 года тогдашний министр обороны Грузии Давид Кезерашвили сказал на заседании парламентской комиссии по августовской войне, что Грузия не применяля кассетные бомбы в местах поселений гражданского населения.

Он также сказал, что использование таких снарядов оказалось оправданным, так как это позволило приостановить продвижение российских войск вглубь Грузии.

“Я могу вам сказать, что эти системы нанесли им значительный ущерб. Как позже стало ясно, во многих случаях именно из-за этого они не сумели продвинуться вперед, и это стало причиной провала их плана“,- сказал Кезерашвили, согласно стенограмме его выступления в парламенте.

Такое заявление грузинского министра отмело все предложения международных организаций подписать конвенцию о запрете кассетных бомб, над которой в то время как раз заканчивалась работа.

Тогда уже было известно, что к конвенции присоединятся около четырех десятков стран, в то время как Соединенные Штаты, Россия и нескольких других государств этого не сделают. Из стран СНГ к конвенции присоединилась только Молдова.

Основной идеей этого документа стало ограждение гражданского населения от последствий применения кассетных снарядов. Как показывает практика, от взрывов этих бомб люди продолжают гибнуть еще долгое время после войны.

Согласно данным координационного центра по взрывоопасным остаткам войны, около 200 мирных жителей с грузинской стороны скончались от неразорвавшихся снарядов за последние два года. Около 10 процентов из них погибли от кассетных бомб.

Международные организации не знают сколько пострадавших с югоосетинской стороны, ссылаясь на отсутствие доступа в конфликтный регион.

В Грузии говорят, что в целом согласны с положениями конвенции по запрету кассетных бомб, но не могут ее подписать пока сохраняется военная угроза со стороны России.

“В отличие от многих тех стран, которые инициируют и присоединяются к этим договоренностям, безопасность Грузии гораздо более хрупкая. И нужны дополнительные гарантии для безопасноти Грузии. Надо решать эти вопросы в купе с дополнительными международными гарантиями”,- говорит глава парламентского комитета по вопросам евроинтеграции Давид Дарчиашвили.

По его словам, такая аргументация понятна западным партнерам Грузии, и поэтому этот вопрос уже давно не стоит на повестке дня.
XS
SM
MD
LG