Accessibility links

Музейные страсти


В Сухуме продолжается трагифарс с открытием созданного решением правительства еще 20 мая 2008 года Республиканского музея боевой славы
В Сухуме продолжается трагифарс с открытием созданного решением правительства еще 20 мая 2008 года Республиканского музея боевой славы
СУХУМИ---На днях в Абхазии обсуждались два очень разных события, которые тем не менее имеют отношение к музеям.

Начну с хорошей новости. Вчера в самом маленьком городе Абхазии, курортном Новом Афоне открылся музей Абхазского царства. Директор музея – Алхас Аргун. Новый Афон (бывшая Анакопия) был древней столицей Абазгского княжества, а затем, до 806 года – столицей Абхазского царства. В музее собраны экспонаты каменного века, эпохи бронзы, античности и средневековья. Есть стенды с оружием древних абхазов, предметы культа и быта, фотографии, карты. В центре зала расположен макет традиционной абхазской усадьбы. Здесь же большая емкость, выдолбленная в стволе липы, в которой виноделы давили ногами виноград, очень редкий экспонат – бронзовый котел VII-го века до нашей эры, найденный у одного из жителей села Анхуа. Можно представить себе, скольким десяткам поколений людей он служил.

Особый интерес посетителей вызвала лодка абхазов, восстановленная по эскизам 1826 года известного путешественника, француза Жана Франсуа Гамба. На таких лодках абхазы выходили в старину в море. А в день открытия музея пятеро гребцов, одетых в старинную абхазскую одежду, совершили плаванье на этой лодке по новоафонским прудам.

Финансировал проект по воссозданию абхазской лодки Сбербанк РА. И два миллиона рублей нужны, чтобы осуществить еще одну идею – реконструкцию большой галеры со съемными парусами.

Можно не сомневаться, что сотни тысяч туристов, ежегодно посещающих знаменитую Новоафонскую пещеру, с большим интересом будут посещать теперь и музей Абхазского царства.

Между тем в столице Абхазии продолжается трагифарс с открытием созданного решением правительства еще 20 мая 2008 года Республиканского музея боевой славы. Все дело в месте расположения этого музея – в так называемом спорном здании. До войны 1992-1993 годов там располагался Дворец культуры профсоюза работников госторговли и потребкооперации. После войны в условиях правовой неразберихи его бывшая сотрудница Любовь Ашуба при поддержке ряда друзей и родственников заняла это здание, провела в нем ремонт и учредила там Дворец культуры “Апсны”, работавший в системе Министерства культуры республики.

Федерация независимых профсоюзов РА во главе с ее председателем Азаретом Айба долго и с переменным успехом пыталась отсудить здание, но ни к каким практическим результатам ее борьба не привела. После чего Федерация выступила главным лоббистом намерения разместить там, как раз напротив Парка боевой славы, государственный Музей боевой славы. Ведь такие музеи давно функционируют в Гудауте, других местах, а в столице – до сих пор нет. Но и после соответствующего постановления Кабинета министров никаких практических изменений не произошло. Здание несколько раз “брала под охрану” милиция, Любовь Ашуба пытались не пустить в него, но она проникала в него, даже, говорят, по пожарной лестнице, устраивала акции протеста, проводила пресс-конференции.

Виртуальному музею, меж тем, в этом году присвоили имя Владислава Ардзинба. А 31 мая состоялось расширенное заседание президиума Федерации независимых профсоюзов, на которое была приглашена назначенная за несколько дней до этого приказом министра культуры Нугзара Логуа директором музея боевой славы, герой Абхазии Мзия Бейя. Мзию долго поздравляли, напутствовали. Несколько раз прозвучало торжествующее: «Наконец-то в этом деле поставлена точка!», что у меня, признаюсь, вызвало скептическую улыбку. Спустя два месяца, встретив Мзию, спросил, приступила ли она к работе. “Пока собираю экспонаты у себя дома”, – вздохнула она.

И вот вторая, плохая, новость. Позавчера пресс-служба Министерства культуры Республики Абхазия распространила заявление. Министерство возмущено фактом, произошедшим 5 августа во время перерыва судебного заседания по иску Любови Ашуба “Об оспаривании действий должностного лица”, т.е. министра культуры Республики Абхазия, издавшего упомянутый ранее приказ. Истец, говорится в заявлении, выражала крайнее неуважение к представителю ответчика – юристу Габеевой Зарине Георгиевне, оскорбляла ее честь и достоинство, высказывала необоснованные сомнения в ее профессионализме, а также изъявила свое нежелание видеть ее в качестве представителя ответчика в судебном заседании, выразив это в следующей формулировке: “Чтобы я духу твоего больше здесь не видела”.
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG