Accessibility links

В Грузии начался призыв


Количество призывников определяется нуждами армии, а не количеством всего мужского населения в возрасте от 18 до 27 лет
Количество призывников определяется нуждами армии, а не количеством всего мужского населения в возрасте от 18 до 27 лет
ТБИЛИСИ---В Грузии на этой неделе начался военный призыв в вооруженные силы страны. В Грузии нет военных комиссариатов, а призывом занимается министерство регионального развития по заказу министерства обороны. Количество призывников определяется нуждами армии, а не количеством всего мужского населения в возрасте от 18 до 27 лет.

Институт призыва в армию предполагалось отменить уже к прошлому году. Об этом в 2007 году говорил Бату Кутелия, бывший тогда заместителем министра обороны Грузии. Однако, в этом году президент Саакашвили сделал заявление о том, что как можно большее число людей должны пройти службу в армии.

“Каждое село должно суметь себя защитить. В каждом селе, в каждом населенном пункте, находящемся на свободной территории, должны быть небольшие группы с определенной подготовкой. У них должны быть ответственные лица. У них должно быть минимальное количество оружия, чтобы они смогли защитить свою деревню, землю, улицу, город и район. За счет этого в случае, если противник решит выдвинуться из уже занятых им регионов, где уже прошла этническая чистка, под ним должен будет гореть каждый квадратный метр земли. Такова наша задача”,- заявил месяц назад Саакашвили.

Многие восприняли эти слова президента Грузии как отказ страны от стремления войти в НАТО. Однако, депутат от правящей партии Единое национальное движение, глава комитета по евроинтеграции Давид Дарчиашвили считает, что

“Переход на контрактную основу с евроинтеграционными процессами не связан. В Евроатлантических структурах есть и контрактные и призывные войска. Исходить нужно в первую очередь от угроз, которые есть у страны, связанными с российскими окупационными войсками, и вообще – отношением руководства России к Грузии. А вопрос о контрактных войсках – спорный, и нужно исходить из задач, стоящих перед страной и обществом.”

Военый эксперт Ираклий Сесиашвили также указывает на то, что в других странах- участницах НАТО существуют как подразделения контрактников, так и срочников.

Сейчас в грузинской армии гораздо больше контрактников, на которых и возлагается задача по выполнению военных задач. На призывниках лежит по большей части служба в тыловых частях.

Процедура призыва в грузинскую армию происходит следующим образом: министерство обороны весной и осенью оповещает правительство о том, сколько человек необходимо для призыва в вооруженные силы. После этого правительство и президент дают указание министерству регионального развития обеспечить доставку в воинские части призывников. Доставку повесток о призыве исполняют уже органы местного самоуправления. Такая система оказалась более эффективной, чем призыв через военкоматы, которые Михаил Саакашвили попросту упразднил, как гнезда коррупции.

В Грузии общее количество людей призывного возраста, не прошедших военную службу – около 180 тысяч человек, однако 140 тысяч
Переход на контрактную основу с евроинтеграционными процессами не связан. В Евроатлантических структурах есть и контрактные и призывные войска
имеют права на отсрочку или вовсе освобождены от армии по причине обучения в вузах, состояния здоровья или по семейному положению. Из оставшихся 40 тысяч местные органы власти составляют списки тех, кто подлежит призыву в первую очередь.

Однако, если призывник не хочет проходить военную службу, он имеет право заплатить 2000 лари. После этого ему предоставляется отсрочка на год. Через год он опять должен будет заплатить деньги или пройти военную службу.

Призывнику предоставляется несколько возможностей прохождения службы: большинство выбирает службу охраны особоважных объектов. Они проходят трехмесячные общевойсковые курсы и после этого охраняют правительственные или военные объекты. На службе они находятся только сутки, после чего им предоставляется трое суток увольнительных.

Другие направляются в военные части, чаще всего в те рода войск, которые они сами выберут.

Третьи, которых меньшинство, после трехмесячной учебы подписывают контракт и направляются на службу в части с другими контрактниками.

Наконец, четвертая категория – это те, кто выбирает альтернативную службу. Их направляют в медучреждения, на строительные работы или другую деятельность, которая не связана с необходимостью носить оружие. Эти ребята несут службу в течение двух лет, но те из них, кто окончил вуз – полтора года.

Как говорит руководитель организации “Свобода и право”, военный эксперт Ираклий Сесиашвили, благодаря тому, что в Грузии была упразднена коррупция при наборе призывников и решены социальные вопросы, в частях исчезла проблема дедовщины.

“В таком виде, как в России, дедовщины не существует. Есть какие-то отклонения, так называемые неуставные отношения. Главным образом, это проблемы обучения и дисциплины”,- говорит Сесиашвили.

Тем не менее, по словам Сесиашвили, в его организацию постоянно приходят жалобы от военослужащих. НПО “Свобода и право” вынуждено направлять до 2000 дел в суды. Однако, большинство этих дел связано не со срочниками, а с контрактниками. Некоторым из них не дают своевременное повышение, в отношении других не соблюдаются социальные условия контракта, так что солдаты вынуждены искать справедливости вне армии.
XS
SM
MD
LG