Accessibility links

Кулуарный проект


6 сентября полпред президента Александр Хлопонин на совещании под председательством Владимира Путина представил стратегию развития Северного Кавказа
6 сентября полпред президента Александр Хлопонин на совещании под председательством Владимира Путина представил стратегию развития Северного Кавказа
ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ---6 сентября 2010 года полпред президента (он же вице-премьер российского правительства) Александр Хлопонин на совещании под председательством одного из своих непосредственных начальников Владимира Путина представил стратегию развития Северного Кавказа до 2025 года. Данное событие не стало предметом серьезного анализа. Последовавший вслед за этой презентацией террористический акт во Владикавказе затмил его собой. Между тем, стратегия Хлопонина требует к себе серьезного внимания, поскольку она в концентрированном виде дает представление о том, как Кремль планирует управлять самым проблемным российским регионом. Следовательно, к ней еще не раз придется возвращаться.

Начнем анализ хлопонинской стратегии с самой методики ее подготовки и продвижения. 6 июля 2010 года во время конференции “партии власти” “Единая Россия” Владимир Путин дал поручение подготовить программу развития Кавказа в двухмесячный срок. И, естественно, отчитаться в проделанной работе. Подготовили и отчитались, как положено. Только не в модернизирующемся государстве, а в СССР “застойных времен”. Ни публичного экспертного обсуждения программы, ни привлечения независимых аналитиков из-за рубежа (не потому что наши плохие, а потому, что требуется свежий взгляд и современные методики экономического и политического анализа) не было. Снова кулуарно принят проект, имеющий отношение к региону стратегической важности для страны.

Каков итог? Очень часто аппарат полпреда справедливо критиковали за то, что в своей деятельности он акцентирует внимание исключительно на экономических проблемах. Между тем, как без минимизации террористической угрозы, коррупции и неизбирательного применения насилия властями серьезный бизнес не станет инвестировать в регион, то есть без политической модернизации оздоровления социально-экономической сферы невозможно. Однако стратегия-2025, похоже, даже к экономике имеет весьма отдаленное отношение. Не буду голословным. К 2025 году поставлены задача - увеличить темпы роста валового регионального продукта до 7,7 % в год (такими темпами росли германская и японская экономика в периоды “экономического чуда” в этих странах). Но и это не предел. Планируется также повысить в 4 раза доходы республиканских бюджетов и среднемесячную зарплату в два с половиной раза! При этом и безработицу следует сократить с 16 до 5 %. В общем, получается, как у незабвенного мэра Москвы, “работать по-капиталистически, а потреблять по-социалистически”. Остается без ответа только один простой вопрос, кто оплатит весь этот праздник экономического процветания? Из каких ресурсов возьмутся эти бюджетные поступления? Какими способами будут созданы предприятия, которые сократят безработицу почти втрое?

Поскольку Людвига Эрхарда на северокавказском небосклоне в ближайшее время не предвидится, то, скорее всего, речь идет не об экономическом работающем документе, а о пиаре, которым пронизана вся российская политика. Это когда вместо разработки системы мер противопожарной безопасности премьер лично тушит горящие леса, а вместо выделения средств на новые военные корабли он же позирует для фотокамер в морской форме, а вместо кардинального изменения системы детского дошкольного образования целует детей под умильные улыбки свиты. То же самое и с северокавказской стратегией. Власти теперь смогут публично отвечать на выводы скептиков, критикующих ее за отсутствие стратегического видения. Как же, у нас есть документ аж до 2025 года. То, что он сродни Продовольственной программе брежневской эпохи или горбачевским обещаниям про отдельные квартиры к 2000 году, никого не волнует.

Между тем, нынешние чиновники в Кремле и в Белом доме - не чета брежневским старцам или горбачевским “прорабам перестройки”. В отличие от своих предшественников, незадачливых мечтателей, нынешние властители подумали про обеспечение своего интереса. А чем еще объяснить решение о создании особого инвестиционного фонда для кавказских программ (и это все при нынешней коррупции и отсутствии транспарентности) и корпорации развития Кавказа (где федеральная, республиканская власть и бизнес будут нераздельны, как троица)? Между тем уже одобрены проекты примерно на 600 миллиардов рублей в Ставропольском крае, Чечне, Карачаево-Черкесии. То ли еще будет! Поможет ли это Кавказу? Риторический вопрос. Впрочем, мы уже привыкли к двум непересекающимся картинкам Кавказа, одна из которых взрывается и горит, а другая демонстрирует “кластеры” и рекреационные перспективы. Что тут сказать? Даже у товарища Сталина хватало ума не предлагать трудящимся путевки в Карпаты или на янтарный берег Балтийского моря. Впрочем, большевики при всем их тоталитарном мышлении понимали некоторую разницу между государственным и корпоративным управлением.
XS
SM
MD
LG