Accessibility links

Российских правозащитников вспомнили вдали от родины


Борьба Анны Политковской, как и многих других погибших российских правозащитников, и сегодня приносит плоды
Борьба Анны Политковской, как и многих других погибших российских правозащитников, и сегодня приносит плоды
ПРАГА---На этой неделе в Праге прошла организованная правозащитным центром «Мемориал» и чешской организацией «Человек в беде» необычная выставка. На ней были представлены материалы о судьбах людей, боровшихся с произволом силовых структур на Кавказе и погибших в результате своей деятельности. О выставке рассказывает один из ее организаторов, член правления правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов.

На этой неделе в Праге открылась выставка, место которой - в России, в Москве и в других городах. Там, где жили люди, отдавшие свою жизнь за идеалы. За те идеалы, которые они осуществляли без применения насилия, которые они продвигали и своим словом, и делом всей своей жизни. Назовем некоторых из них, тех, чья работа касалась Кавказа.

Разумеется, прежде всего, это Анна Политковская, четвертую годовщину со дня убийства которой отмечали мы совсем недавно. Анна Политковская реализовалась во время второй чеченской войны. Казалось, она сгорела на этой войне. Но ее успех был достигнут после ее смерти. Через три месяца после того, как Анну Политковскую убили в Москве, число похищений людей в Чечне снизилось на порядок. И это была ее победа. Она в течение нескольких лет повторяла про то, что людей похищать и пытать нельзя. И наконец, сами власти Чечни, как и российские власти, приняли на вооружение ее слова, риторику прав человека. И то, что теперь в Чечне исчезает меньше людей - это заслуга Анны Политковской.

Среди тех, кому посвящены стенды этой выставки, два человека, отдавших жизнь за то, чтобы ситуация в Ингушетии изменилась в лучшую сторону. Один из них Макшарип Аушев боролся против похищения людей. Вначале он добился освобождения своего сына и племянника, а потом, когда люди увидели, что можно ненасильственным путем защищать свои права, он стал лидером ингушского общенационального протестного движения. Он увидел победу этого движения и был убит год спустя, осенью 2009 года.

Другой человек – владелец сайта Ингушетия.ру Магомед Евлоев. Его сайт стал единственным независимым средством массовой информации в Ингушетии. Магомеда Евлоева убили в машине начальника охраны тогдашнего президента республики Зязикова. Но даже это убийство было названо убийством по неосторожности. Через два месяца после того, как погиб Магомед Евлоев, Мурат Зязиков был отстранен от должности. Магомед Евлоев тоже победил, к сожалению, только после смерти.

Еще один человек – Фарид Бабаев, лидер дагестанского отделения партии «Яблоко». Он один из немногих политиков, который занимался не только борьбой за место в парламенте, но и за улучшения жизни своих сограждан, своих избирателей. Он требовал расследования расстрела митинга в Дагуспаринском районе Дагестана. Он содействовал созданию организации «Матери за права человека», которая объединила тех, чьи родственники были похищены силовиками и исчезли. Он работал с правозащитными организациями и был убит. Убит накануне выборов 2007 года.

И еще один человек – Магомед-Салих Масаев, бизнесмен, ставший исламским проповедником. За свою проповедь он был брошен в незаконную тюрьму, но, выйдя оттуда, пошел не в лес, не в горы, не взялся за оружие. Он пошел путем закона, обратился в прокуратуру и добился возбуждения уголовного дела. Он собирался обратиться в Страсбургский суд и готов был силой закона бороться с теми, кто в современной Чечне продолжает похищать людей. Магомед-Салих Масаев был вновь похищен и исчез в августе 2008 года.

Очень разные люди.

В этом ряду и Станислав Маркелов, московский адвокат, который вел такие значимые для современной России и Чечни дела, как дело полковника Буданова, который стараниями Маркелова отправился на нары, и дело Лапина «Кадета», единственного российского силовика, осужденного за похищения, пытки и исчезновения человека в Чечне.

Это очень разные люди. Разные по возрасту, по своему жизненному пути, по убеждениям, но все они шли к одной цели - к тому, чтобы добиться осуществления своих идей путем права, словом, а не оружием. Наверное, именно в этом направлении лежит выход для всех нас, для всех, кто живет в России, для всех, кто живет на Кавказе.
XS
SM
MD
LG