Accessibility links

Как Россия встречает депортированных чеченцев


С конца 2009 года отношение миграционных служб Европы к беженцам из Чечни кардинальным образом поменялось
С конца 2009 года отношение миграционных служб Европы к беженцам из Чечни кардинальным образом поменялось
БЕРЛИН---Власти большинства европейских стран уже долгое время отвечают на все просьбы чеченцев о предоставлении политического убежища отказом. К этому с недавних пор прибавилась и массовая депортация в Россию тех, кто отказывается уезжать по доброй воле.

С конца 2009 года отношение миграционных служб Европы к беженцам из Чечни кардинальным образом поменялось. Отказы в предоставлении политического убежища приобрели массовый, обвальный характер. По заявлениям представителей самих миграционных служб, это связано, в первую очередь, с прекращением боевых действий в Чечне и благоприятной обстановкой в республике, для которой уже почти не характерны массовые нарушения прав человека.

Эта позиция европейских властей - результат пропаганды, которую ведут в Европе представители Рамзана Кадырова. Не секрет, что миграционные службы европейских стран, где сложились крупные чеченские диаспоры, такие как: Норвегия, Австрия, наладили постоянный контакт с властями Чечни. Миграционные чиновники регулярно выезжают в Чечню, чтобы ознакомиться с ситуацией на месте. Они видят заново отстроенный город, республику, прекрасные дороги, новые школы, больницы. Но им никто не покажет сожженных домов боевиков, никто не познакомит с семьями похищенных и убитых людей.

Получив отказ в убежище, большинство беженцев отказываются добровольно покидать страну пребывания, пытаясь остаться с помощью адвокатов и правозащитных организаций. Значительная часть отказников переходят на положение нелегалов и мыкается в поисках заработка и крыши над головой. В результате, власти Норвегии и Австрии стали проводить принудительные депортации, когда человека под конвоем отправляют в Россию. Раньше это ничем не грозило депортированному, если его имя не значилось в списках разыскиваемых по подозрению в совершении преступления. Высланного человека тут же отпускали. Сейчас ситуация изменилась.

Несколько недель назад были депортированны из Осло в Москву три семьи чеченцев, которым было отказано в убежище. После прилета в Москву, они пропали на несколько дней. Чуть позже, одна из семей связалась с родственниками. Муж и жена, обоим уже под 70 лет, рассказали о том, что с ними случилось после приземления и передачи их норвежской полицией российскими представителям.

Поначалу их отвели на досмотр личных вещей и обыск, а далее распределили по разным камерам. Каждую семью поместили в отдельное помещение, через несколько часов начались допросы. Им показывали фотографии соотечественников: молодых людей, женщин, стариков. Просили указывать на знакомых. Следователей интересовало все: кем были соседи, кто с кем живет, криминальные наклонности и доходы, внебрачные связи, привычки чеченцев, проживающих в Норвегии. От депортированных требовали информацию с мельчайшими деталями. Задержанных также заставили подробно изложить собственные истории: почему решили уехать, что происходило с момента выезда и до момента возвращения. Их предупредили, что в случае дачи ложных показаний, у них могут возникнуть серьезные проблемы, поскольку органам и так все известно и их согласие предоставить информацию, служит просто своего рода гарантией их желания оказаться на свободе. Старики, много лет бравшие в руки ручку только на почте, чтобы расписаться за пенсию, провели долгие часы за столом, стараясь не упустить ни одной детали. Только через два дня мемуары были завершены и их забрали на ознакомление. На третьи сутки пожилых людей, наконец, отпустили.

Но случаются и более трагичные истории с депортированными в Россию беженцами из Чечни. 2 августа чеченец Арслан Дужиев покончил жизнь самоубийством в депортационной тюрьме в Австрии. Его должны были депортировать со дня на день. О его прошлом известно лишь то, что в начале 2000 годов его в течение года удерживали в Махачкале. Нашли его сотрудники Красного Креста, которые помогли ему освободиться. Но такой незначительный эпизод биографии показался миграционным службам недостаточным основанием для предоставления убежища. А чеченская диаспора Австрии, как обычно, отмолчалась.
XS
SM
MD
LG