Accessibility links

Экранизация скорби


Анджелина Джоли (слева) на съемках фильма в Венгрии, 13.10.2010
Анджелина Джоли (слева) на съемках фильма в Венгрии, 13.10.2010
БЕЛГРАД (Корр. Радио Свобода)---Правительство Боснии и Герцеговины отменило запрет на съемки на территории страны фильма о событиях недавней войны на Балканах, который станет режиссерским дебютом актрисы Анджелины Джоли. Решение принято после того, как в Министерстве культуры БиГ ознакомились со сценарием кантины. Рассказывает корреспондент РС в Белграде Айя Куге:

Министр культуры Боснии и Герцеговины Гаврило Граховац отменял разрешение на съемки фильма Анджелины Джоли под тем предлогом, что эта картина якобы искажает правду о боснийской войне. Запрет снимать режиссерский дебют американской актрисы на территории Боснии последовал после протеста организации "Женщины – жертвы войны", объединяющей боснийских женщин, которые стали жертвами изнасилования сербов. Они утверждают, что в фильме говорится о том, как мусульманка влюбляется в изнасиловавшего ее сербского солдата. "Эта история – ложь, которая затрагивает чувства всех жертв", – заявила представительница этой организации Бакира Хазечич.

Однако, оказалось, что ни министр культуры, ни женщины – жертвы изнасилований сценария не читали. В синопсисе, отправленном властям Боснии месяц назад, фильм был представлен как страстная любовная история боснийской мусульманки и сербского солдата на фоне войны. Анджелина Джоли обратилась к общественности Боснии с призывом выносить свое суждение о фильме после его просмотра или хотя бы после прочтения сценария. Отзыв разрешения на съемки вызвал осуждение со стороны деятелей искусства. Известный боснийский режиссер Ясмила Жбанич (кстати, получившая в 2006 году главный приз кинофестиваля в Берлине за фильм "Грбавица", в котором говорится именно о судьбе изнасилованной на войне женщины) решение властей Боснии назвала "примитивным и тоталитарным".

Съемки фильма, который еще не имеет названия, начались в Будапеште, а их завершение было запланировано на ноябрь в окрестностях Сараева. В фильме играют актеры из бывшей Югославии.

Позицию боснийских властей по отношению к фильму Анджелины Джоли и восприятие подобных сюжетов современным боснийским обществом анализирует обозреватель РС, автор нескольких книг о современной истории бывшей Югославии Андрей Шарый:

– Это одна из самых актуальных и страшных тем войны для бывшей Югославии первой половине 1990-х годов. Речь, к сожалению, идет не только о типичных для любой войны случаях насилия, но и о проведении спланированной политики массовых изнасилований, в чем обвиняли руководство боснийской Республики Сербской в Международном Гаагском трибунале по наказанию военных преступлений в бывшей Югославии. Несколько военных командиров, надзирателей концлагерей – боснийских сербов, но и не только сербы – были осуждены за участие или планирование этих компаний по массовому изнасилованию женщин.

От этой страшной связи в довольно большом количестве рождались дети. В цифрах и фактах это иногда довольно тяжело доказать. Во время самой войны назывались цифры – несколько сотен тысяч женщин, но, судя по всему, они преувеличены. Сейчас по юридическим документам трибунала проходят данные о 20-50 тысячах изнасиловнаных женщин, над которыми издевались,которых унижали многократно и ежедневно. Прошло 20 лет уже, фактически целое молодое поколение выросло. Многие дети от этих связей сейчас уже стали взрослыми.

Сама по себе эта проблема адаптации как-то решается – есть многочисленные организации гуманитарно-психологического характера, которые объединяют женщин – жертв такого насилий. Понятно, что особенно для мусульманской культуры (речь идет о боснийских мусульманках) это все не только преступление, но и страшный позор, поэтому эти женщины столкнулись с огромными проблемами, в ряде случаев их не принимало боснийско-мусульманское общество, собственные семьи.

Тема эта крайне деликатная, это тема душевной боли, которая не уходит на протяжении многих лет. Она по-прежнему, несмотря на то, что со времени подписания мира прошло уже почти 15 лет, остается очень актуальной.

На эту тему уже был снят один очень известный фильм режиссера Ясмилы Жбанич под названием "Грбавица" – это район Сараева, где проходили боевые действия во время войны. Этот фильм вышел в 2006 году, получил много международных призов, в том числе и главный приз Берлинского кинофестиваля "Золотой медведь". Это как раз история женщины, которая была изнасилована в лагере боснийско-сербскими солдатами. И мать говорит дочери, что она на самом деле дочка не от этого страшного союза, а дочка бойца-шахида, геройски погибшего в бою. И потом, по стечению обстоятельств, дочка начинает сомневаться в этом. Отец ее оказывается не героем, а неизвестно кем… Фильм этот прозвучал довольно сильно и в Боснии, и в бывшей Югославии, получил очень хорошую критику.

Опасения по поводу фильма Анджелины Джоли связаны, как это часто бывает на Балканах, с тем, что общественные организации боятся: тема будет использована в голливудском стиле, снимут развесистую клюкву о романтической любви на фоне народных страданий. Вероятнее всего, есть какие-то основания этого опасаться, поскольку, судя по тому, что известно о сценарии, речь идет о том, что жертва изнасилования в конце концов влюбляется в своего насильника. Еще один комплекс балканских народов, – поскольку военная травма тяжела для всего этого пространства, – попытки коммерциализации этих военных историй Голливудом, как правило, наталкиваются на сопротивление боснийского или сербского общества. И это не первый случай, когда попытка Голливуда обратиться к теме боснийской войны вызывает такое настороженное, мягко говоря, отношение.
XS
SM
MD
LG