СУХУМИ---В Новом районе Сухума 130 секционных домов, которые были возведены в 70-х годах прошлого века. Около 40 лет ни один из них не был отремонтирован капитально. Кроме того, большинство зданий серьезно пострадали в 90-е годы. Следы от пуль и снарядов на них – напоминание о прошедшей войне.
Дырявые крыши, гнилые трубы и обвалившиеся фасады - три главные беды всех «новорайонских» многоэтажек. И как следствие - возникновение более серьезных проблем: сырости, плесени и коррозии металлоконструкций. Жители дома 25 по улице Аргун боятся, что их дом в один прекрасный день рухнет.
«Крыша течет со всех сторон. Я живу на 8 этаже, с 9 этажа вода напрямую льется ко мне. Происходит замыкание электричества, отключается свет», - Ирина Кочеткова, жительница дома 25 ул. Аргун.
Как рассказывают жители девятиэтажки, они уже обращались во все возможные инстанции. По их словам, чиновниками были предприняты самые минимальные меры. Поменяли электрощит и что-то сделали с трубами в подвале. Но вода в подвале продолжает скапливаться.
«А то, что не поменяли, еще хуже все стало течь. Ужас, посмотрите, что здесь происходит. Пишем и пишем заявления каждые полгода последние три года. Сказали на имя гамге написать - написали, на имя Анкваб написать - написали, на Лабахуа написали. Приезжают, меняют крыши в других домах, а наш дом так и стоит», - говорит Лали Гобия, жительница дома 25 ул. Аргун.
Главной бедой жители дома считают дырявую крышу. Из-за проникающей влаги горит проводка, и лифт нельзя запустить из-за опасности короткого замыкания.
«Вся эта стена течет, как водопад. Наверх посмотрите на потолок, что творится. Это просто надо видеть, когда идет дождь, это страшно. И все течет по лестничному перелету, внизу вода, наверху вода, в общем, наверное, потонем как «Титаник», и все».
А тем временем, домоуправление с этого дома не досчитывается около 43 тысяч рублей коммунальных платежей. И это с тех, кто действительно здесь проживает. А сколько квартир пустует! В одноподъездной девятиэтажке живет всего 13 семей. Но жильцы уверяют, что расплачиваются по счетам точно в срок.
«Я, как и почти все жильцы оформленных квартир, постоянно оплачиваем коммунальные услуги. С коммунальными оплатами все в порядке у нас», - сказала Ирина Кочеткова, жительница дома 25 ул. Аргун.
«По плану, в месяц в Новом районе коммунальные сборы должны составлять 800 тысяч рублей, но реальная сумма едва дотягивает до 400 тысяч», - рассказывает начальник домоуправления №5 Мераб Чачхалия. Дело в том, что половина квартир микрорайона не заселена. И это при том, что все они находятся в частной собственности. То есть хозяева у них есть, а присмотра нет.
«Семьям погибших полагается, а на сегодняшний день вы видите, в каком безобразном состоянии все, так оно и стоит 15 лет. Люди жалуются, хотят привести в порядок фасад», - говорит Ирина Демерчи-Оглы, гл. инженер домоуправления №5.
Из-за проблем с бесхозными помещениями страдают жильцы соседних квартир. Если лопаются трубы - их никто не чинит, затапливаются нижние этажи и подвал.
«Там прорвало внизу, внутри, а дверь закрыта, никого нет. Греческая квартира – 17 лет уже никто не проживает в этой квартире. И что мы должны делать?» - спрашивает Мераб Чачхалия, начальник домоуправления №5.
Мераб Чачхалия говорит, что сумма долга жильцов за последние 10 лет составляет около 8 миллионов рублей. Самые дисциплинированные плательщики - пенсионеры. И это несмотря на мизерные пенсии. Значит, не так уж и сложно это - оплатить коммунальные услуги. Ведь именно из этих денег выделяются суммы на ремонт этих же коммуникационных систем и подъездов. Получается, горожане обделяют сами себя.
Согласно законодательству Абхазии, собственника жилья нельзя лишить квартиры из-за того, что тот за нее не платит. Вот и приходится мучиться и соседям, и коммунальщикам. Ведь даже если жильцы дома захотят обновить фасад - разбитые окна пустующих квартир все равно испортят весь его внешний вид.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия