Accessibility links

Reuters: в Грузии задержаны 20 человек по подозрению в шпионаже в пользу России


По данным агентства, задержанные подозреваются в создании шпионской сети и поставках секретной информации в Россию
По данным агентства, задержанные подозреваются в создании шпионской сети и поставках секретной информации в Россию
ПРАГА---По подозрению в шпионаже в пользу России в Грузии сегодня задержаны 20 человек, - об этом сообщает агентство «Рейтерс» со ссылкой на анонимные источники в грузинских спецслужбах.

По данным агентства, задержанные подозреваются в создании шпионской сети и поставках секретной информации в Россию.

Официальный представитель МВД Грузии Шота Утиашвили заявил «Рейтерс», что все подробности можно будет узнать на специальном брифинге 5 ноября. В МВД Грузии нам отказались сегодня подтвердить или опровергнуть это сообщение.

Новость прокомментировал политолог Сосо Цискаришвили:

"Не относиться серьезно трудно, поскольку, видимо, эти 20 человек уже арестованы. Хотя в Грузии никто не удивится таким фактам, потому что мы привыкли. Сотню мелких торговцев вместе арестовали неделю назад, двумя днями позже 30 врачей были арестованы. Групповые аресты как-то вошли в моду. Но это случай особый. Тут несколько параллелей возникает. Может, так Грузия понимает стратегическое партнерство с Соединенными Штатами - чтобы группами вылавливать российских шпионов? Кроме того, есть версия, что, приняв в первом чтении закон о люстрации, грузинский парламент должен оправдать важность документа, о котором говорили более 15 лет, и принимают лишь сейчас под названием «Хартия свободы». Чтобы убедить людей, что опасность шпионажа в пользу России актуальна и по сей день. Но практика подтверждает, что грузинские власти, привыкшие сперва стрелять, а затем целиться, в этот раз тоже арестовывают и будут в течение нескольких дней сочинять версии, по которым станут судить, если дело дойдет до такого".

У нас на прямой линии руководитель неправительственной организации "Свобода и правосудие", политолог Ираклий Сесиашвили.

Александр Касаткин: Нам ничего неизвестно о вчерашних арестах, поскольку все официальные комментарии обещаны грузинской стороной только 5 ноября. Поэтому, давайте попробуем понять, что происходило в прошлом со шпионскими скандалами между Россией и Грузией. В 2006 году шпионский скандал послужил поводом для расторжения визовых отношений и высылки дипломатов, а также эмбарго, наложенного Россией на ввоз грузинских вин и минеральной воды. В мае 2009 года в Тбилиси по обвинению в шпионаже был задержан Вахтанг Маисая. По данным контрразведки, Маисая передавал России информацию о дислокации грузинских войск во время августовского конфликта 2008 года. Были и другие подобные дела. Действительно ли дело Маисая является реальной шпионской историей? Удалось ли обвинению доказать в суде его вину или это дело и подобные ему были политически мотивированы?

Ираклий Сесиашвили: Надо отметить, что суд был закрытым. Так что обществу трудно было получить объективную картину. Правоохранительные органы опубликовало информацию, которая могла бы доказать виновность Маисая, но все это было недостаточным. С другой стороны, в этой истории участвовал какой-то человек из Чехии. Этого человека задержали в Чехии, а потом отпустили, поскольку не было найдено конкретных доказательств тому, что сотрудничество с Маисая было как-то связано со шпионажем. Маисая задержаил 5 мая, когда произошел бунт в одной из военных частей. И поэтому многие считали, что это задержание было кампанией для того, чтобы перекрыть скандальное задержание многих офицеров и бывшего генерала. Маисая занимался аналитической деятельностью, и он это продавал фирмам, которые использовали эту информацию.

Александр Касаткин: Парламент Грузии принял в первом чтении так называемую "Хартию свободы", которая в числе других содержит нормы, ограничивающие права граждан и общественных организаций в целях повышения безопасности государства. У МВД появляются новые возможности по контролю за гражданами, например, оно получает право просматривать переписку, вести скрытую съемку, в общем получает доступ к конфиденциальной информации. Можно ли сказать, что усиление мер безопасности уже началось с ареста обвиняемых в шпионаже, что это звенья одного политического процесса?

Ираклий Сесиашвили: У государства есть все возможности для выявления шпионажа. Они не нуждаются в дополнительных юридических нормах. Но этот закон является инструментом для борьбы с оппозицией.

Александр Касаткин: Вы говорите, что у грузинских спецслужб есть достаточное количество инструментов и возможностей для оперативного розыска. Чем объясняется эта странная недельная пауза, которую взяла власть для обьявления оснований этого массового ареста?

Ираклий Сесиашвили: Мы все очень хорошо помним, что произошло в 2006 году, когда задержали российских дипломатов, которые участвовали в каком-то шпионаже. И все это было передано как пиар-кампания. И все это плохо влияло на грузино-российские отношения. По-моему, сегодня грузинские власти стараются не повторить ту ошибку, которую они допустили в 2006 году. Они стараются не давать обществу информацию, чтобы это не стало поводом для ухудшения отношений между Грузией и Россией.
XS
SM
MD
LG