Accessibility links

Дунья Миятович: "Я не буду молчать"


Дуня Миятович считает целью своей работы - стучаться в двери тех чиновников, с которыми и по вине которых у журналистов возникают профессиональные проблемы
Дуня Миятович считает целью своей работы - стучаться в двери тех чиновников, с которыми и по вине которых у журналистов возникают профессиональные проблемы
ТБИЛИСИ--Последние несколько дней в Тбилиси находится представитель ОБСЕ по вопросам свободы медиа Дунья Миятович. На этой должности она всего полгода. Но даже за эти несколько месяцев была заметна непривычная активность этого института ОБСЕ.

"Задавая мне вопросы, пожалуйста, называйте меня просто Дунья", - с такой просьбы Дунья Миятович начала свою встречу со студентами, пытаясь в привычной ей форме обойти чиновничий этикет.

Полгода назад она возглавила самый маленький и сравнительно молодой институт ОБСЕ - спецпредставителя по вопросам свободы медиа. В ее офисе работают всего 12 человек, отвечая за 56 стран-членов ОБСЕ.

Сама Миятович считает целью своей работы - стучаться в двери тех чиновников, с которыми и по вине которых у журналистов возникают профессиональные проблемы. Официальные бумаги с предложениями и критикой по конкретным вопросам, адресуемые министрам, она называет «любовными письмами».

В своей работе она пытается избавляться от излишнего бюрократизма. Может быть, именно поэтому, в отличие от своих предшественников на этом посту, Дунья Миятович старается как можно чаще выступать на публике, делая иногда непривычно резкие заявления.

Она рассказывает такую историю, чтобы показать, как воспринимается ее «неформальный» стиль работы:

«Я приехала с моим первым визитом [в главный офис ОБСЕ] в Хопфург. И после моей встречи с послами из всех 56 стран-членов ОБСЕ каждый из них приглашал меня на кофе, приветствовал, разговаривал со мной. По прошествии двух месяцев я захожу в тот же офис, и вижу, как некоторые из этих послов, увидев меня, начинают разбегаться в стороны. Или, если мы где-то случайно сталкивались, они тут же находили какое-то неотложное дело».

Миятович никогда не была журналистом. Она работала медиа-экспертом в неправительственном секторе, а позже возглавляла Коммуникационную комиссию на родине - в Боснии и Герцеговине.

По образованию она специалист в вопросах европейского устройства. Ее дипломная работа была посвящена проблемам свободы выражения в Интернете.

Миятович считает, что блоггеры и форумчане имеют те же права, что и журналисты. Снятие всяких ограничений в интернет-пространстве она называет одним из своих главных приоритетов на посту представителя ОБСЕ.

Следующий вопрос, который она всегда задает руководителям стран – когда они собираются отменить уголовное наказание за журналистскую деятельность? Пока она может быть довольна только 11 странами-членами ОБСЕ, в которых отменена уголовная ответственность для журналистов.

Она говорит, что Грузия в этом плане - пример для всего региона. Но проблем с медиа все еще немало. Всего через два дня после назначения Миятович стала первым европейским чиновником, раскритиковавшим телеканал «Имеди» за безответственную передачу, авторы которой, создав имитацию начала новой войны между Грузией и Россией, не предупредили должным образом зрителей, что речь идет о сконструированной ситуации.

Когда ее просят сравнить Грузию с Арменией и Азербайджаном, она отвечает, что у каждой из этих переходных стран свой путь развития:

«Развитие общества накладывает свой отпечаток и на свободу медиа. И я не могу вот так просто вам сказать, какая из этих трех стран в этом плане лучше. Если посмотреть с определенной точки зрения, в Грузии свобода выражения может реализовать себя более полно, чем в Азербайджане и Армении. Но все равно это даже близко не стоит к тому, что мы называем свободой медиа».

Особое отношение у Миятович к постконфликтным странам. Она сама из Сараево, и говорит, что тяжело пережила военные годы в Боснии. Из своего опыта Дунья знает, что для СМИ в странах, где была война, «язык ненависти» становится обычной практикой.

В конфликтах, происходивших в странах бывшей Югославии, именно журналистов часто обвиняли в разжигании конфликтов, а иногда даже называли их работу первопричиной начала резни. С этим не согласна Миятович:

«Это просто ложь. За журналистами были политики. Я никак не намерена оправдывать непрофессиональную работу журналистов, но это неправда, что СМИ виноваты в начале войны. Это хорошее оправдание для политиков, когда они начинают говорить, что виноват кто-то другой».

Миятович рассказывает, что во время ее встреч с политиками ей часто приходится слышать жалобы на «безответственную» и непрофессиональную работу журналистов. Она говорит, что почти всегда ей предлагают вместо критики властей заняться программами образования для журналистов.

В ответ на подобные упреки Миятович не устает повторять слова, которые она произнесла в первый день своей работы в новой должности. Это короткая фраза стала ее девизом: «Я не буду молчать».
XS
SM
MD
LG