ТБИЛИСИ---Бывший глава миссий ОБСЕ и ООН в Абхазии и Южной Осетии Дитер Боден представил в Тбилиси свое видение сегодняшней политики в отношении конфликтных регионов. Боден также рассказал о потерянных возможностях решить грузинские конфликты.
Девять лет назад, в декабре 2001 года, Дитер Боден в ранге спецпредставителя ООН выступил с революционной на тот момент инициативой. В наши дни мало кто уже помнит длинный заголовок предложенного им документа, почти все его называют просто «Планом Бодена».
Этот документ определял новое государственное устройство, где Абхазия значилась «суверенным образованием» внутри «федеративного государства» Грузии.
Вчера вечером Дитер Боден, выступая в «Европейском доме» в Тбилиси, впервые рассказал, что задолго до официального представления «Плана», у него уже было согласие со стороны Сухуми. Свое добро тогда дал и Кремль. Посредником от Москвы выступал тогдашний представитель России в ООН Сергей Лавров.
«В то время жесткое сопротивление шло не со стороны абхазов, оно шло от грузин. Оно шло от фракции парламента, которая представляла интересы абхазского правительства в изгнании. Они категорически были против употребления в отношении Абхазии термина “суверенная”».
Как рассказывает Боден, когда о распрях в Тбилиси прослышали абхазы, они решили «воспользоваться моментом» и пойти на попятную.
Это, в свою очередь, повлияло и на решение вопроса с Южной Осетией. К тому времени похожий «План Бодена» лежал на столах
И я не сторонник каких-либо государственных стратегий, когда государство начинает контролировать происходящее в негосударственном секторе
чиновников в Цхинвали. Но когда они увидели, с какими трудностями столкнулись абхазы, разговор о возможном вступлении «в федеративную Грузию» завершился и для осетин.
Несмотря на провал «Плана Бодена», в аналитических кругах принято говорить, что никогда до и никогда после Сухуми и Тбилиси не были столь близки к заключению прочного мира.
Во время своего вчерашнего выступления Боден сказал, что в ближайшей перспективе его документу не суждено получить применение на практике. «Реалии поменялись», - ответил он на вопрос, есть ли у него еще желание стать посредником между сторонами.
Несколько последних лет Боден занимается преподавательской деятельностью в родной Германии. Но как говорят аналитики, влияние на современные процессы вокруг грузинских конфликтов за ним остается. Он иногда встречается с ведущими игроками на Кавказе и за рубежом.
Выступая вчера перед иностранными дипломатами, грузинскими политиками и общественниками, Боден раскритиковал несколько фундаментальных моментов тбилисской политики в отношении Абхазии и Южной Осетии.
В первую очередь, он сказал, даже если представить, что завтра произойдет деоккупация, Абхазия и Южная Осетия не захотят вот так сразу войти в состав Грузии. «Это иллюзия», - отметил Боден, предлагая Тбилиси и международному сообществу параллельно работать и над решением конфликтов грузин с абхазами и осетинами.
В этом процессе, по мнению Бодена, в первую очередь необходимо провести «работу над ошибками». Он предлагает дать «политическую оценку» боевым действиям, которые произошли в 90-е годы и во время августовской войны:
«Я могу вам сказать, что у нас в Германии был такой опыт. Наша история состоит из периодов возобновления мирного сосуществования с соседями. В том числе и с теми, которые пострадали от нацистской Германии».
Но, как говорит Боден, в отличие от отдельных представителей общества, политики в Сухуми и Тбилиси пока не готовы преодолеть «собственную драматизацию событий».
Боден положительно оценил подходы, описанные в грузинской стратегии в отношении конфликтных регионов:
«Но у меня есть только одно сомнение касательно этой стратегии. Чтобы меры по налаживанию доверия начали работать, необходимы независимые действия, которые бы предприняли независимые лица. И я не сторонник каких-либо государственных стратегий, когда государство начинает контролировать происходящее в негосударственном секторе».
Касательно влияния России, Боден сказал, что она «никуда не денется». И в решении конфликтов в Абхазии и Южной Осетии Тбилиси все равно придется считаться с мнением Москвы. «Пока что лидеры хранят молчание, но со временем это изменится», - сказал Боден.