Accessibility links

Награда за смелость


Похищения, бессудные казни, теракты, ставшие ежедневной рутиной, заставили сотни людей искать справедливости и добиваться соблюдения закона
Похищения, бессудные казни, теракты, ставшие ежедневной рутиной, заставили сотни людей искать справедливости и добиваться соблюдения закона
МАГАС---Правозащитник из Ингушетии Магомед Муцольгов, возглавляющий Автономную некоммерческую организацию «МАШР», стал лауреатом премии Московской Хельсинской группы в области защиты прав человека.

5 декабря Магомеду была вручена премия «За успехи в развитии и управлении правозащитными организациями».

Правозащитное движение в Ингушетии имеет очень короткую историю. До прихода к власти Мурада Зязикова правозащитников в республике фактически не было: работал лишь филиал организации «Мемориал», занимавшийся на тот момент Чечней.

Мурад Зязиков, открывший доступ в Ингушетию «эскадронам смерти», в то же самое время учредил и пост Уполномоченного по правам человека при президенте, доверив эту должность Карим-Султану Кокурхаеву. Главной обязанностью ингушского омбудсмена республики стала защита прав президента Мурада Зязикова, который довольно быстро после начала своей деятельности стал объектом жесткой критики за коррупцию, расцветшую при нем буйным цветом, за провал всех социальных и экономических программ, но самое главное, за фактическую сдачу республики силовикам, устроившим на ее территории кровавый беспредел.

Похищения, бессудные казни, теракты, ставшие ежедневной рутиной, заставили сотни людей искать справедливости и добиваться соблюдения закона. До появления «МАШР» в Ингушетии все, кто стал жертвой произвола, могли пойти либо в «Мемориала», либо в лес, чтобы отомстить своим обидчикам. Искать правды в МВД или прокуратуре не имело никакого смысла. Тогда и стало появляться понимание, что без региональной правозащитной организации, которая занималась бы ингушскими делами не по остаточному принципу, а сконцентрировала бы на них все свое внимание, не обойтись.

14 апреля 2005 года в городе Назрань родственники похищенных в Ингушетии людей провели общее собрание учредителей и учредили Автономную некоммерческую организацию «МАШР». Муцольгов, уже 2 года разыскивавший своего похищенного в Карабулаке брата, был избран её руководителем.

До похищения Магомед занимался бизнесом, торговал строительными материалами и был далёк от политики. Горе и появившееся за годы поиска справедливости понимание абсолютной беззащитности любого перед произволом силовиков, изменили образ жизни Магомеда. Защита прав людей, попавших в жернова системы, способность каждый день продлевать жизнь своей организации стали второй натурой правозащитника.

На сегодняшний день «МАШР» является крупнейшей правозащитной организацией республики, постоянный штат - 18 человек. Многие из сотрудников - родственники похищенных. Потеряв близких, они пришли в «МАШР» в надежде добиться исполнения законов России по отношению к гражданам республики.

Сотрудники «МАШР» и сами становились жертвами «эскадронов смерти». В июле 2008 года Зураб Цечоев, редактор сайта организации, был похищен и избит силовиками, ему сломали ногу и отбили почки. Только мгновенная реакция его коллег спасла ему жизнь. Силовики, узнав о готовящемся крупном митинге в защиту Зураба, выкинули его на трассе неподалеку от Магаса.

Дома сотрудников организации, например, Мурада Яндиева, подвергались несанкционированным обыскам сотрудниками неустановленных силовых структур. На жизнь самого Магомеда Муцольгова несколько раз покушались, его пытались похитить, обстреливали автомобиль. По словам Магомеда, у него есть мечта создать строительную компанию и строить дома по собственным проектам. Друзья и знакомые до сих просят его сделать для них эскизы.

Возможно, когда-нибудь Магомед займется любимым делом, но, судя по ситуации в Ингушетии, произойдет это очень не скоро.
XS
SM
MD
LG