Accessibility links

Курортные доходы по зиме считают


К декабрю уже можно смело подводить окончательные итоги курортно-туристического сезона
К декабрю уже можно смело подводить окончательные итоги курортно-туристического сезона

СУХУМИ--Курортный сезон в Абхазии пока, к сожалению, короток – 3-4 месяца; основная масса отдыхающих (почти все они из России) приезжает и уезжает в июле-сентябре. К декабрю уже можно смело подводить окончательные итоги курортно-туристического сезона…

В середине нулевых годов многим в Абхазии казалось, а после августа 2008-го это превратилось почти в уверенность, что в предстоящие годы поток приезжающих на отдых в Абхазию будет неуклонно расти, чуть ли не в геометрической прогрессии. Действительность оказалась, увы, иной. Удачные сезоны сменялись неудачными. Неудачам обычно находились объяснения в виде объективных причин, внешних обстоятельств, например, событий в Кодорском ущелье 2006 года.

Нынче таких обстоятельств вроде бы не было, если не считать чемпионата мира по футболу в ЮАР, который, как полагают некоторые, приковал в первой половине лета к экранам домашних телевизоров часть потенциальных курортников. Не сказать также, что сезон был каким-то совершенно провальным, число приезжих отдыхающих снизилось лишь на 11-12 процентов по сравнению с прошлым годом (в соседнем сочинском регионе России – на 10 процентов). А налоговики и вовсе утверждают, что их сборы, за исключением Гагрского района, не уменьшились. Ну, это, наверное, во многом за счет инфляции… Но этот сезон явно стал первым, когда в обществе, прежде всего в СМИ, столь громогласно заговорили о неконкурентоспособности Абхазии на мировом курортно-туристическом рынке, о системном кризисе нашей курортной отрасли.

Можно было бы очень долго, оперируя цифрами, перечислять слагаемые этой неконкурентоспособности, рассуждать о них, но лучше подеюсь несколькими своими воспоминаниями.

В минувшем октябре во время поездки на Северный Кавказ разговорился с одним черкесом. Человека этого невозможно заподозрить в нелюбви к Абхазии и абхазам, но на сей раз он говорил с недоумением и горечью о том, как были единодушны нынче в негативных оценках все его знакомые, ездившие отдыхать в Абхазию. Причем речь шла не о недостатках уровня комфортности, а об отношении к ним со стороны местных жителей. «Не надо, чтобы перед нами становились на колени, – говорили они, – но мы надеялись на элементарную вежливость, внимание, заинтересованность в том, чтобы мы приехали снова». Один из этих туристов, который ехал за рулем, был остановлен на каком-то перекрестке в Сухуме молодыми людьми в штатском; они нагло представились сотрудниками ГАИ и начали нагло вымогать деньги за якобы допущенное им нарушение ПДД. «Слушайте, ребята, – сказал он им, – ведь если у вас снова случится война, кто к вам снова на помощь придет? Мы, северокавказцы!». Думаю, что, скорее всего, его собеседникам все это было «фиолетово», скорее всего, единственное, что их волновало и волнует, – где раздобыть денег на очередную дозу. В лучшем случае – на очередное застолье, в ходе которого, кстати, как непременный атрибут будут произноситься заученные наизусть тосты типа «вечная память ребятам, павшим за нашу свободу» и т. д.

Конечно, такой мрази хватает везде; она не составляет большинства населения, но она на поверхности, именно с нею обычно сталкиваются приезжие. А вот просто хамство при обслуживании, просто желание впарить туристу фальсификат вместо приличного домашнего вина или меда встречается, увы, на каждом шагу. Такие «обиралы» напоминают развращенного беззаконием лентяя, который, чтобы не залезать на дерево за фруктами, предпочитает его срубить.

Этим летом большая группа госчиновников во главе с вице-премьером правительства Дауром Тарба совершила широко потом освещавшийся по телевидению «внезапный визит» на озеро Рица, где, в частности, продегустировала блюда в тамошних заведениях общепита. Но знающие люди посмеивались: в нашей маленькой стране все владельцы тех заведений мгновенно узнали об этой поездке накануне и, конечно, к ней готовились…

И еще вспоминаю. Пару лет назад в составе группы участников международной конференции побывал на ужине в одном из рыбных ресторанов Стамбула. Не знаю, о чем думали мои коллеги, приехавшие из других стран Южного Кавказа, глядя на настоящее шоу, которое устраивают здесь для посетителей: заказанную нами большую рыбу привезли на тележке, потом на покрывающей рыбу фольге с помощью спирта был устроен маленький пожар, потом специальным зубилом откалывали толстые куски соли, в которой рыба была запечена… Лично я наблюдал за тем, какой «кайф ловили» при этом юные официанты, с каким удовольствием и азартом они разливали нам вино по бокалам, меняли посуду, и думал о том, что в Абхазии такую картинку представить очень трудно, пожалуй, невозможно. Да, принимая дома гостей, их абхазские ровесники будут стараться не ударить в грязь лицом, показать широту души, но в качестве обслуживающего персонала в общепите все это будет им «западло».

Что же делать? Долго, медленно и упорно менять психологию занятых в курортном бизнесе, который составляет сегодня основу экономики Абхазии, или, придя к выводу, что это бесполезно, ибо «у нас другой менталитет», попытаться переориентироваться на какую-нибудь другую «первую статью доходов»? Не знаю…

Недавно министр по налогам и сборам Абхазии заявил по телевидению, что не подтвердились прогнозы «некоторых наших экономистов», которые предрекали провал курортного сезона. Возможно, это был камешек в адрес кандидата экономических наук Беслана Барателиа (его, кстати, можно поздравить с избранием на днях деканом экономического факультета Абхазского госуниверситета). Тот в середине лета рассуждал о тревожных тенденциях в нашей курортной отрасли. Но если не кричать сегодня о реально существующих проблемах, не пытаться всем миром исправить ситуацию, завтра пресловутый «провал» неизбежно наступит.

В советское время большая часть курортников приезжала к нам по профсоюзным путевкам, которые стоили копейки, да и выбора у них особенно не имелось, а уровень сервиса был в СССР примерно один, усредненный. Сегодня у отпускника есть возможность выбора, и в конце концов наши рвачи от курортного бизнеса вполне могут остаться наедине со своим хамством, непрофессионализмом, и в Абхазии эта отрасль вернется к ситуации первых послевоенных лет, когда сюда приезжали единицы отдыхающих, зато с них сдували пылинки.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG