СУХУМИ---Жаркие дебаты в Абхазии вокруг исторических событий XIX века не утихают. На днях за «круглым столом» в Общественной палате Абхазии встретились историки, которые попросили СМИ и политиков перестать спекулировать на исторические темы. К их мнению присоединился и посол России в Абхазии Семен Григорьев.
Русско-кавказская война, присоединение Абхазского княжества к Российской империи, махаджирство - эти и другие исторические события всегда были в центре внимания экспертов. Но год 200-летия с момента издания известного манифеста о вхождении Абхазии в состав России стал рекордным по количеству публикаций в СМИ на тему истории двусторонних отношений. При этом нередко газетные материалы не имели ничего общего с фактами, а являлись личной точкой зрения авторов.
«Политизировать прошлое нельзя, – отметил на «круглом столе» в Общественной палате российский посол Семен Григорьев. – В совместной истории России и Абхазии было много светлых и много темных страниц. Иначе просто не бывает у народов, живущих бок о бок в течение многих веков. И все-таки, по моему глубокому убеждению, между нашими народами не было таких катастроф, которые могли бы навсегда омрачить наше сосуществование».
На встречу в Общественную палату были приглашены известные абхазские ученые, которые оказались в эпицентре последних скандальных публикаций на тему взаимоотношений с Россией. В их числе Станислав Лакоба – соавтор учебника по истории Абхазии. Его оценка событий XIX века, основанная на фактах из российских источников, спустя четыре года после выхода книги стала предметом острых дебатов. И, как говорит сам историк, на него объявлена настоящая травля, причем, не только в России, но и в Абхазии. Лакоба отметил, что при создании учебника, он осознанно избегал более категоричных оценок:
«Я не могу переделать XIX век. Понимаете, он был очень тяжелый, страшный век для абхазцев и не только. И сейчас говорить и писать в каких-то возвышенных тонах нельзя. Но неправда и другое – что там нет ничего остального. Там сказано о переориентации политики царизма, о том, что было положительного сделано и в области культуры, и в области градостроительства, и в области архитектуры, вообще всего. Никто же этого не отрицает», - говорит историк.
Станислав Лакоба сказал, что отправной точкой для начала кампании по приданию российско-абхазской истории политического оттенка стала апрельская конференция в Сухуме, организованная московским правительством. Именно на ней произошла публичная перепалка с российским депутатом Константином Затулиным. Дальнейшее развитие событий стало неприятной неожиданностью для историка, когда в российской и местной периодике появилась серия публикаций, в которых Лакоба назывался антироссийски настроенным.
Член Общественной палаты Руслан Хашиг заявил, что считает недопустимым, когда при обсуждении важных для Москвы и Сухума вопросов, навешиваются ярлыки. «Спекулировать на теме российско-абхазских отношений нельзя, отметил он. «Обсуждать можно, но не спекулировать».
Участники круглого стола призывали к осторожности при освещении истории российско-абхазских отношений. В совместном прошлом было все – и хорошее, и плохое. Но важно не зацикливаться на этом. Более продуктивным будет публичное обсуждение, а не закулисное охаивание друг друга. При этом доминировать в этом процессе должны специалисты, а не дилетанты.
«Необходимо, чтобы историей занимались историки, для которых должны быть созданы достойные условия для всесторонних политических исследований. Только будучи свободными от политических ограничений, историки смогут представить общественности объективную или хотя бы близкую к объективности картину событий прошлого», - заявил посол РФ в Абхазии Семен Григорьев.
Положить конец кампании по политизации двусторонних отношений должна научная конференция, которая пройдет в феврале в Москве. В Российском Институте истории соберутся специалисты двух стран именно для того, чтобы пролить свет на некоторые аспекты совместного прошлого. Абхазские ученые считают, что предстоящий форум снимет много надуманных противоречий во взаимоотношениях Сухума и Москвы.
«Я думаю, что такие встречи только улучшат – хотя я это слово не очень хочу применять, потому что у нас отношения хорошие, прекрасные, – еще больше улучшат отношения между Россией и Абхазией», – уверен историк Тимур Ачугба.
Даже на бытовом уровне между соседями возникают противоречия, что уж говорить о целых странах. Но неразрешимых проблем в российско-абхазских отношениях нет – эта мысль доминировала на круглом столе в Общественной палате Абхазии.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
...........................................................................................................
Продолжаем тему. Фигура российского депутата Константина Затулина, который был зачинателем бурной дискуссии об истории Абхазии, сегодня весьма активно обсуждается в Сухуми. В обществе уже четко сформировались два лагеря - его защитников и противников. Об этом противостоянии расскажет наш постоянный автор из Сухуми Виталий Шария:
Сегодня абхазский художник-карикатурист Зураб Гицба показал мне эскиз своего нового политического рисунка. Над поверхностью земного шара взмыл сигарообразный космический корабль с надписью «Абхазия», из его иллюминатора выглядывает довольная физиономия, а рядом с соплом ракеты опускаются вниз ее отделившиеся ступени, на одной из которых написана фамилия «Затулин». Подпись: «Корабль вышел на орбиту независимости, ступени ракеты успешно отстыкованы».
Таким образом, понял я, Зураб присоединился к той части абхазского общества, которая выражает свое возмущение тем, что, что, по их мнению, Константина Затулина, известного депутата российской Госдумы, директора Института стран СНГ и телеведущего, в Абхазии незаслуженно обидели. В последнее время ко мне не раз подходили люди, что называется, из простого народа и делились своим недоумением: неужели столь заслуженного человека, так много сделавшего для независимой Абхазии, так активно и громко выступавшего в ее поддержку, нельзя было уважить? Один мой сосед вспомнил, как плакал Константин Федорович на похоронах в нынешнем марте первого президента Абхазии Владислава Ардзинба, которого он искренне любил и уважал… Сосед мой читал только направленное в конце ноября Затулиным в абхазский парламент и в разные СМИ Абхазии открытое письмо парламентариям, и попросил меня поподробнее объяснить, что же этому письму предшествовало.
А предшествовало то, что перед этим в парламенте состоялось бурное обсуждение вопроса о предоставлении Затулину земельного участка площадью 0,55 гектара в береговой зоне гагрского села Алахадзыхь. «Надо дать, – съязвил один из депутатов, – а то на следующую конференцию он привезет всех журналистов, которые будут оскорблять наше достоинство, и будет это в День победы, 30 сентября». Имелась в виду скандальная конференция в Сухуме 27 сентября, которая была организована Институтом стран СНГ, и выступления на которой политолога Андрея Епифанцева и некоторых других вызвали болезненную реакцию в Абхазии. Другие стали ему активно возражать, напоминая о заслугах Затулина перед народом Абхазии. Еще кто-то напомнил, что гражданам Абхазии отказывают в предоставлении в Гагрском районе земельных участков, так как пока разрабатывается генплан района… В итоге согласие было дано, но четверо во время голосования воздержались.
В открытом письме Затулин отметил, что «факт дискуссии в парламенте по этому поводу стал предметом инсинуаций на грузинских интернет-сайтах». Поблагодарив в начале письма депутатов за то, что они дали согласие Кабинету министров РА на «предоставление моей семье в аренду на 25 лет под строительство, земельного участка», он в то же время заявил, что если имеются сомнения, «прошу вернуться к вопросу и пересмотреть принятое вами решение. Считайте это письмо в таком случае формальным отказом от аренды предложенного нам земельного участка».
О реакции художника Зураба Гицба и его единомышленников я уже сказал. Но существует в обществе и другое мнение, нашедшее концентрированное выражение в коротеньком письме, опубликованном недавно в газете «Нужная» под заголовком «Письмо бескорыстному другу». «Уж простите нас, неблагодарных, – пишет автор, благодарит Россию за признание и восклицает: – И что же теперь? Давайте рвите, тяните, туже затягивайте удавку, мы уже готовы повторить судьбу убыхов». «Ваша незнакомка», – подписывается она и сообщает, что не хочет публиковать свое имя, но оставляет все же свои координаты в редакции, «только для Вас».
Не знаю, захотел ли Затулин воспользоваться данным приглашением к знакомству.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Русско-кавказская война, присоединение Абхазского княжества к Российской империи, махаджирство - эти и другие исторические события всегда были в центре внимания экспертов. Но год 200-летия с момента издания известного манифеста о вхождении Абхазии в состав России стал рекордным по количеству публикаций в СМИ на тему истории двусторонних отношений. При этом нередко газетные материалы не имели ничего общего с фактами, а являлись личной точкой зрения авторов.
«Политизировать прошлое нельзя, – отметил на «круглом столе» в Общественной палате российский посол Семен Григорьев. – В совместной истории России и Абхазии было много светлых и много темных страниц. Иначе просто не бывает у народов, живущих бок о бок в течение многих веков. И все-таки, по моему глубокому убеждению, между нашими народами не было таких катастроф, которые могли бы навсегда омрачить наше сосуществование».
На встречу в Общественную палату были приглашены известные абхазские ученые, которые оказались в эпицентре последних скандальных публикаций на тему взаимоотношений с Россией. В их числе Станислав Лакоба – соавтор учебника по истории Абхазии. Его оценка событий XIX века, основанная на фактах из российских источников, спустя четыре года после выхода книги стала предметом острых дебатов. И, как говорит сам историк, на него объявлена настоящая травля, причем, не только в России, но и в Абхазии. Лакоба отметил, что при создании учебника, он осознанно избегал более категоричных оценок:
«Я не могу переделать XIX век. Понимаете, он был очень тяжелый, страшный век для абхазцев и не только. И сейчас говорить и писать в каких-то возвышенных тонах нельзя. Но неправда и другое – что там нет ничего остального. Там сказано о переориентации политики царизма, о том, что было положительного сделано и в области культуры, и в области градостроительства, и в области архитектуры, вообще всего. Никто же этого не отрицает», - говорит историк.
Станислав Лакоба сказал, что отправной точкой для начала кампании по приданию российско-абхазской истории политического оттенка стала апрельская конференция в Сухуме, организованная московским правительством. Именно на ней произошла публичная перепалка с российским депутатом Константином Затулиным. Дальнейшее развитие событий стало неприятной неожиданностью для историка, когда в российской и местной периодике появилась серия публикаций, в которых Лакоба назывался антироссийски настроенным.
Член Общественной палаты Руслан Хашиг заявил, что считает недопустимым, когда при обсуждении важных для Москвы и Сухума вопросов, навешиваются ярлыки. «Спекулировать на теме российско-абхазских отношений нельзя, отметил он. «Обсуждать можно, но не спекулировать».
Участники круглого стола призывали к осторожности при освещении истории российско-абхазских отношений. В совместном прошлом было все – и хорошее, и плохое. Но важно не зацикливаться на этом. Более продуктивным будет публичное обсуждение, а не закулисное охаивание друг друга. При этом доминировать в этом процессе должны специалисты, а не дилетанты.
«Необходимо, чтобы историей занимались историки, для которых должны быть созданы достойные условия для всесторонних политических исследований. Только будучи свободными от политических ограничений, историки смогут представить общественности объективную или хотя бы близкую к объективности картину событий прошлого», - заявил посол РФ в Абхазии Семен Григорьев.
Положить конец кампании по политизации двусторонних отношений должна научная конференция, которая пройдет в феврале в Москве. В Российском Институте истории соберутся специалисты двух стран именно для того, чтобы пролить свет на некоторые аспекты совместного прошлого. Абхазские ученые считают, что предстоящий форум снимет много надуманных противоречий во взаимоотношениях Сухума и Москвы.
«Я думаю, что такие встречи только улучшат – хотя я это слово не очень хочу применять, потому что у нас отношения хорошие, прекрасные, – еще больше улучшат отношения между Россией и Абхазией», – уверен историк Тимур Ачугба.
Даже на бытовом уровне между соседями возникают противоречия, что уж говорить о целых странах. Но неразрешимых проблем в российско-абхазских отношениях нет – эта мысль доминировала на круглом столе в Общественной палате Абхазии.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
...........................................................................................................
Продолжаем тему. Фигура российского депутата Константина Затулина, который был зачинателем бурной дискуссии об истории Абхазии, сегодня весьма активно обсуждается в Сухуми. В обществе уже четко сформировались два лагеря - его защитников и противников. Об этом противостоянии расскажет наш постоянный автор из Сухуми Виталий Шария:
Сегодня абхазский художник-карикатурист Зураб Гицба показал мне эскиз своего нового политического рисунка. Над поверхностью земного шара взмыл сигарообразный космический корабль с надписью «Абхазия», из его иллюминатора выглядывает довольная физиономия, а рядом с соплом ракеты опускаются вниз ее отделившиеся ступени, на одной из которых написана фамилия «Затулин». Подпись: «Корабль вышел на орбиту независимости, ступени ракеты успешно отстыкованы».
Таким образом, понял я, Зураб присоединился к той части абхазского общества, которая выражает свое возмущение тем, что, что, по их мнению, Константина Затулина, известного депутата российской Госдумы, директора Института стран СНГ и телеведущего, в Абхазии незаслуженно обидели. В последнее время ко мне не раз подходили люди, что называется, из простого народа и делились своим недоумением: неужели столь заслуженного человека, так много сделавшего для независимой Абхазии, так активно и громко выступавшего в ее поддержку, нельзя было уважить? Один мой сосед вспомнил, как плакал Константин Федорович на похоронах в нынешнем марте первого президента Абхазии Владислава Ардзинба, которого он искренне любил и уважал… Сосед мой читал только направленное в конце ноября Затулиным в абхазский парламент и в разные СМИ Абхазии открытое письмо парламентариям, и попросил меня поподробнее объяснить, что же этому письму предшествовало.
А предшествовало то, что перед этим в парламенте состоялось бурное обсуждение вопроса о предоставлении Затулину земельного участка площадью 0,55 гектара в береговой зоне гагрского села Алахадзыхь. «Надо дать, – съязвил один из депутатов, – а то на следующую конференцию он привезет всех журналистов, которые будут оскорблять наше достоинство, и будет это в День победы, 30 сентября». Имелась в виду скандальная конференция в Сухуме 27 сентября, которая была организована Институтом стран СНГ, и выступления на которой политолога Андрея Епифанцева и некоторых других вызвали болезненную реакцию в Абхазии. Другие стали ему активно возражать, напоминая о заслугах Затулина перед народом Абхазии. Еще кто-то напомнил, что гражданам Абхазии отказывают в предоставлении в Гагрском районе земельных участков, так как пока разрабатывается генплан района… В итоге согласие было дано, но четверо во время голосования воздержались.
В открытом письме Затулин отметил, что «факт дискуссии в парламенте по этому поводу стал предметом инсинуаций на грузинских интернет-сайтах». Поблагодарив в начале письма депутатов за то, что они дали согласие Кабинету министров РА на «предоставление моей семье в аренду на 25 лет под строительство, земельного участка», он в то же время заявил, что если имеются сомнения, «прошу вернуться к вопросу и пересмотреть принятое вами решение. Считайте это письмо в таком случае формальным отказом от аренды предложенного нам земельного участка».
О реакции художника Зураба Гицба и его единомышленников я уже сказал. Но существует в обществе и другое мнение, нашедшее концентрированное выражение в коротеньком письме, опубликованном недавно в газете «Нужная» под заголовком «Письмо бескорыстному другу». «Уж простите нас, неблагодарных, – пишет автор, благодарит Россию за признание и восклицает: – И что же теперь? Давайте рвите, тяните, туже затягивайте удавку, мы уже готовы повторить судьбу убыхов». «Ваша незнакомка», – подписывается она и сообщает, что не хочет публиковать свое имя, но оставляет все же свои координаты в редакции, «только для Вас».
Не знаю, захотел ли Затулин воспользоваться данным приглашением к знакомству.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия