ТБИЛИСИ---Сегодня в Грузии отмечается один из самых главных двунадесятых церковных праздников - Святое Богоявление Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
С утра во всех православных церквях Грузии проходила литургия. Уже на протяжении 15 лет действует традиция, когда Католикос-Патриарх всея Грузии Илия Второй сам проводит обряд массового крещения детей. К нему допускается обычно только третий или четвертый ребенок в семье. Через крещение сегодня прошли более 500 детей. Кахабер Куртанидзе - профессор университета, клирик Грузинской Православной Церкви, священник, считает, что в самой массовости события есть свои подводные камни:
«Главное - то, как мы будем растить этих детей. Ведь если семья бедная, и рожает ребенка только потому, что на нем будет особое благословение Патриарха, они думают, что дети уже обеспечены. Нет, это не так, обязательно возникнут проблемы. Надо рожать столько детей, скольких сможешь вырастить, скольким дать образование, необходимо обеспечить каждого», - говорит Куртанидзе.
Также теолог Кахабер Куртанидзе объясняет клерикализм грузинского общества, который за последние 20 лет стал очень заметен, тяжелым экономическим и социальным состоянием в стране:
«Люди начинают чаще ходить в церковь, когда им трудно и нет надежды. Я не уверен, что если завтра в Грузии ситуация стабилизируется, люди будут так же посещать церковь. Кроме того, христианство не призывает накладывать на себя крестное знамение перед каждым храмом. Это - обряды, и я не думаю, что главный призыв Евангелия – следовать обряду».
Богослов Бека Миндиашвили готов поспорить с этим утверждением. Возрождение или упадок веры, по его мнению, не зависят от социально-экономических условий. Тем не менее, и он обращает внимание на обрядовый характер грузинского клерикализма:
«После того как Грузия стряхнула с себя оковы атеистического тоталитаризма, в стране стали возрождаться традиции веры. Но это связано не с сущностной стороной религии, а с ее формой культа. В Грузии религиозность культурного, обрядового характера. Сейчас, можно сказать, люди объявляют себя поголовно православными без понимания, что же такое православие, и без особой религиозной веры», - рассказывает Миндиашвили.
Социолог Эмзар Джгереная полагает, что речь идет о моде на религию, которая, по его прогнозам, недолговечна.
«Люди позиционируют религиозность. Демонстрируют свой социальный статус и идентичность. Это своеобразная мода в нынешнее время в Грузии. Но в скором времени этого не будет. Патриарх Илья Второй имеет огромный авторитет в нашем обществе, но тот, кто станет следующим Патриархом, не будет иметь такого авторитета. Влияние церкви будет уменьшаться», - уверен Эмзар Джгереная.
Тем не менее, пока ситуация остается неизменной. Очень часто водитель, пренебрегающий правилами дорожного движения и создающий опасную для пешеходов ситуацию на дорогах, не пропустит по пути следования ни единого храма. Проезжая мимо, он, не снизив скорости, истово перекрестится одной рукой, другой продолжая удерживать руль.
С утра во всех православных церквях Грузии проходила литургия. Уже на протяжении 15 лет действует традиция, когда Католикос-Патриарх всея Грузии Илия Второй сам проводит обряд массового крещения детей. К нему допускается обычно только третий или четвертый ребенок в семье. Через крещение сегодня прошли более 500 детей. Кахабер Куртанидзе - профессор университета, клирик Грузинской Православной Церкви, священник, считает, что в самой массовости события есть свои подводные камни:
«Главное - то, как мы будем растить этих детей. Ведь если семья бедная, и рожает ребенка только потому, что на нем будет особое благословение Патриарха, они думают, что дети уже обеспечены. Нет, это не так, обязательно возникнут проблемы. Надо рожать столько детей, скольких сможешь вырастить, скольким дать образование, необходимо обеспечить каждого», - говорит Куртанидзе.
Слушать
Также теолог Кахабер Куртанидзе объясняет клерикализм грузинского общества, который за последние 20 лет стал очень заметен, тяжелым экономическим и социальным состоянием в стране:
«Люди начинают чаще ходить в церковь, когда им трудно и нет надежды. Я не уверен, что если завтра в Грузии ситуация стабилизируется, люди будут так же посещать церковь. Кроме того, христианство не призывает накладывать на себя крестное знамение перед каждым храмом. Это - обряды, и я не думаю, что главный призыв Евангелия – следовать обряду».
Богослов Бека Миндиашвили готов поспорить с этим утверждением. Возрождение или упадок веры, по его мнению, не зависят от социально-экономических условий. Тем не менее, и он обращает внимание на обрядовый характер грузинского клерикализма:
«После того как Грузия стряхнула с себя оковы атеистического тоталитаризма, в стране стали возрождаться традиции веры. Но это связано не с сущностной стороной религии, а с ее формой культа. В Грузии религиозность культурного, обрядового характера. Сейчас, можно сказать, люди объявляют себя поголовно православными без понимания, что же такое православие, и без особой религиозной веры», - рассказывает Миндиашвили.
Социолог Эмзар Джгереная полагает, что речь идет о моде на религию, которая, по его прогнозам, недолговечна.
«Люди позиционируют религиозность. Демонстрируют свой социальный статус и идентичность. Это своеобразная мода в нынешнее время в Грузии. Но в скором времени этого не будет. Патриарх Илья Второй имеет огромный авторитет в нашем обществе, но тот, кто станет следующим Патриархом, не будет иметь такого авторитета. Влияние церкви будет уменьшаться», - уверен Эмзар Джгереная.
Тем не менее, пока ситуация остается неизменной. Очень часто водитель, пренебрегающий правилами дорожного движения и создающий опасную для пешеходов ситуацию на дорогах, не пропустит по пути следования ни единого храма. Проезжая мимо, он, не снизив скорости, истово перекрестится одной рукой, другой продолжая удерживать руль.