Accessibility links

Есть ли смысл говорить о Чечне?


10 марта был представлен доклад международной правозащитной организации Human Rights Watch «Женщина должна знать свое место. Насаждения исламского дресс-кода для женщин в Чечне»
10 марта был представлен доклад международной правозащитной организации Human Rights Watch «Женщина должна знать свое место. Насаждения исламского дресс-кода для женщин в Чечне»
МОСКВА--Имеет ли смысл деятельность правозащитников и журналистов, фиксирующих нарушения прав человека в Чечне, если чеченские власти, как кажется, не обращают на критику в свой адрес никакого внимания? Член правления правозащитного общества «Мемориал» Александр Черкасов уверен, что, на самом деле, официальный Грозный весьма чувствителен к критике.

Есть ли смысл снова говорить о Чечне? Получается так, что вне республики постоянно комментируют происходящее там, но влияет ли это на события? 10 марта был представлен доклад международной правозащитной организации Human Rights Watch «Женщина должна знать свое место. Насаждение исламского дресс-кода для женщин в Чечне». Доклад был представлен в Москве. По понятным причинам в Грозном власти вряд ли пошли бы на обсуждение этой темы. Потому что это, среди прочего, небезопасно. Именно из-за несогласия с политикой насаждения исламского дресс-кода, ношения платков, была уволена с должности руководительница общественного совета Грозного Наталья Эстемирова, которая затем была убита.

Вот и сегодня, когда исламский дресс-код насаждается все более и более рьяно, сначала в госучреждениях, потом школах, потом и на улицах, об этом говорят правозащитники, живущие вне республики. Власти республики на это откликнулись саркастически.

Слушать
Александр Черкасов
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:02 0:00
Скачать


И вот сегодня идет обсуждение другого текста, обращения к боевикам от имени ФСБ по Чеченской Республике с призывом сдаваться. Однако, кроме боевиков, адресатом этого обращения оказываются родственники. Им сказано следующее: “родственники этих преступников делают вид, будто им ничего неизвестно, однако власть не может вечно идти на уступки, эти меры не могут быть постоянными, тем более нельзя потакать тем, кто не собирается отказываться от преступного промысла и возвращаться к мирной, нормальной, созидательной жизни”. А дальше приведены фамилии 12 уроженцев Сунженского и Ачхой-Мартановского районов, которые, по данным силовиков, участвуют в вооруженном подполье. Бог с ними, с боевиками, но угроза здесь, прежде всего, обращена к их родственникам. К родственникам людей, чье участие в вооруженном подполье отнюдь не доказано, а уж тем более неизвестно, как к этому относятся члены их семей.

Методы коллективной ответственности и коллективного наказания уже давно используются местными силовыми структурами. Но на этот раз с подобной инициативой выступила структура федеральная - Федеральная Служба Безопасности.

Внешние наблюдатели указывают, что, поскольку названы конкретные люди, с которыми собираются бороться, нет никаких оснований думать, что уже не предприняты какие-то превентивные меры. Что эти люди не похищены, не будут потом предъявлены, как якобы только что убитые в бою боевики. Эта практика в Чечне действует уже много лет.

Протесты правозащитников действия не имеют. Есть ли смысл дальше говорить о происходящем в республике? Видимо, все-таки имеет.

Совсем недавно, в частности, на радио «Эхо Кавказа», говорилось о строительстве Аргун-сити, нового комплекса зданий в городе Аргун, из-за которого на улице оказались жители пунктов временного размещения беженцев, переименованных ныне в общежития.

И вот оказывается, что выступление российских правозащитников, пресс-конференция, проведенная 3 февраля в Москве, возымела действие. Руководитель правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов и Светлана Ганушкина, руководитель организации «Гражданское содействие», предали гласности ситуацию, в которой сотни семей лишились своего жилья, были переселены кто-куда, кто-то даже выкинут на улицу. И вот после этого семьям были предоставлены квартиры, и произошло это, как я убежден, только потому, что о событиях в Чечне говорили за ее пределами, говорили, в том числе, и по радио.
XS
SM
MD
LG