Accessibility links

Праздничная ложка дегтя


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия
В ближайшие несколько дней человечество будет отмечать очередную годовщину со дня завершения Второй мировой войны.

9 мая – одна из немногих дат, вокруг которой, в общем и целом, существует международный консенсус и никто не пытается оспорить мысль о том, что поражение фашистской Германии было победой добра над злом.
Однако я попытаюсь испортить большую бочку меда маленькой ложкой грузинского дегтя.

Разумеется, это в ни коей мере не касается роли Гитлера в мировой истории: по этому поводу у психически уравновешенных людей никаких сомнений не может быть. Режим, который делает мыло из людей, обречен на поражение.
Но для меня сейчас важен совсем другой вопрос – каково место Грузии в этой грандиозной мировой мясорубке? Чем была и чем должна была быть для нас эта война? Была ли она Великой Отечественной или же мы должны ее воспринимать как Вторую мировую? Согласитесь, разница тут более чем принципиальная.

Во время этой войны из Грузии на фронт было отправлено 700 000 человек, из них погибли 300 000, то есть 10% населения. Насколько это было оправдано, и как нам сегодня относиться к участию Грузинской ССР в войне, которая лично для меня была, есть и будет исключительно Второй мировой, и уж никак не Великой Отечественной.

Чем была по сути Вторая мировая война? Это была схватка сверхдержав, война за влияние, за территории, за жизненное пространство (знаменитое немецкое «лебенсраум»), за выживание, в конце концов. В 40-е годы не на жизнь, а на смерть сцепились нации, которые и до сих управляют миром: немцы, русские, англичане, американцы, итальянцы, японцы, французы и т.д. Война оттого и получилась такой кровавой и разрушительной, что эти мощные имперские народы, с примерно одинаковым потенциалом, были слишком сильны для того, чтобы просто покусать друг друга и разойтись по домам.

Все это понятно и очевидно, но непонятно одно – при чем тут Грузия? Мы не входим в число народов, управляющих миром, мы не империя и не сверхдержава. В этой войне Грузия была статистической погрешностью, которую практически никто не заметил. На фоне многомиллионных мобилизационных армий союзников, 300 000 погибших уроженцев Грузии – это так, мелочь.

Однако для нас – это 10% населения. Возможно для Сталина, Рузвельта и Черчилля наши 10% ничего не значили, но я лично не вижу никакого резона праздновать гибель 300 000 человек в схватке сверхдержав.
К сожалению, мировая история полна такими прецедентами. Испокон веков покоренные народы принимают участие в чужих войнах, в кровавых переделах территорий в интересах «больших и серьезных мальчиков», а те, вполне естественно, их не замечали. Кому какое дело до грузин, воевавших в советской армии, румын воевавших за фашистскую армию, галлов, проливавших кровь в войнах за расширение Римской империи, индусов, пополнявших ряды чуждой им британской армии? Кому они нужны, кто про них помнит?

Что получила Грузия, потеряв 10% населения? Мой дед пропал без вести под Керчью, где вместе с ним погибли десятки тысяч грузин. Можно ли считать достаточной и адекватной благодарностью за их самоотверженность сегодняшние российские танки в 40 км. от Тбилиси?

Предвижу сейчас массовую истерику: а причем тут сегодняшний день? Притом! Как вы думаете, мой дед, всю жизнь проживший в селе Тагилони Гальского района – зачем он пошел на фронт добровольцем? Для того, чтоб дать красноперым ублюдкам шанс нести свою заразу по Восточной Европе? Серьезно? Вы думаете, простой труженик из села Тагилони Гальского района был так одержим желанием нести коммунистическую бациллу в Венгрию и Чехию, что был готов ради этого сложить голову?

Так вот, я вам скажу, что он пошел воевать для того, чтоб обеспечить более или менее приличное будущее своим потомкам. Как вы думаете, сильно бы его обрадовало, что его сыновья и внуки не могут находиться в селе, где он прожил всю жизнь, из-за того, что там сейчас стоят потомки тех, с кем вместе он тогда воевал? Думаю, что он был бы страшно недоволен.

Еще раз повторю, все это не означает, что у меня есть какие-либо симпатии к Гитлеру. Его режим был обречен. Он умудрился настроить против себя весь мир, объявил войну одновременно СССР, США и Британии. Да за такое «достижение» его поперли бы с первого курса любой, самой захудалой дипломатической академии.

История фашистского режима показывает, что нельзя безнаказанно разбирать людей на запчасти и нельзя воевать со всем миром. Гитлер не мог победить в этой войне. Удивительно не то, что Германия потерпела поражение во Второй мировой, удивительно, что она так долго продержалась. В этом, наверное, заслуга немецкого народа – высокоорганизованного и технологически гениального. Любая другая нация бы сломалась максимум за год.

Но даже германского духа не хватило бы на то, чтоб победить весь мир. Таким образом, немцев бы разгромили и без нас.

На мой взгляд, будь у Грузии выбор, ей следовало бы поступить так, как поступили другие, менее ключевые члены Антигитлеровской коалиции, вроде Канады и Австралии.

Грузия вполне могла внести свой вклад в разгром Гитлера, но вклад, адекватный ее размеру и месту на карте мира, послав на фронт, скажем, 30-40 тыс. человек.

Но 700 000…. Не слишком ли много для третьестепенной страны, которой ни жарко, ни холодно от перекраивания границ в Восточной Европе?
Разумеется, все это – не более чем теория. Грузия тогда была в составе СССР и ее никто ни о чем не спрашивал. Пушечное мясо.

Но можно поставить вопрос и по-другому. За немцев тоже воевали румыны, венгры, хорваты, и другие народы Восточной Европы. Но я сильно сомневаюсь, чтоб они отличались фанатизмом, кричали «За Родину, за Гитлера», и бросались под танки. Они делали то, что испокон веков делают покоренные народы, воюющие в чужих армиях – пытались выжить. Воевали ровно столько, сколько было необходимо для того, чтоб не попасть под трибунал.

Не надо обвинять меня в пропаганде трусости – беречь себя в чужой войне совсем не грех. Народы должны проявлять отвагу, мужество и самоотверженность в СВОИХ войнах, за СВОИ территории, за СВОЮ страну.

В июне 1941 года – «За Родину за Сталина», в августе 2008-го – в Ереване и Баку трясти жирными задницами на тамошних дискотеках… По-вашему это нормально? По моему – нет.

Так что выход есть всегда.

Другое дело, что, к сожалению, тогдашнее грузинское общество было полностью зомбировано и считало СССР своей страной только по одной причине – из-за того, что страной руководил этнический грузин Сталин.
Вот он, мелко-провинциальный грузинский ура-патриотизм! Стоило грузину оказаться у власти, как наши люди вдруг воспылали фанатичной любовью к стране, которую никогда – ни до, ни после этого – не воспринимали, как по-настоящему свою. Воистину, глупость народная не имеет границ!

В пользу этого свидетельствует и то, что после смерти Сталина грузины полностью перестали воспринимать СССР как свою страну, и нахождение в ее составе использовали исключительно в шкурно-меркантильных целях.
«Если вы не можете предотвратить изнасилование, то расслабьтесь и попытайтесь получить удовольствие». По этому принципу жила Грузия в составе СССР после Сталина.

Так что, не надо нам рассказывать сказки, что наши деды убивались исключительно из гуманистических соображений, для того, чтоб пресечь страдания евреев в Освенциме – при том, что никто из них и понятия не имел, что такое Освенцим.

Для Грузии 9-е мая – это, несомненно, праздник. Но мы, наконец, должны сделать для себя вывод.

В 40-х годах мы были втянуты во Вторую мировую, но для нас она никак не может считаться «Великой Отечественной».

Отечественные войны мы проиграли – в 93-м и 2008-м годах.
  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG