Accessibility links

Преступное сострадание


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия
В воскресенье я увидел нечто, необыкновенно меня удивившее. Мне казалось, что вряд ли на свете осталось что-то, что могло бы меня поразить, особенно в такой стране, как Грузия. Стране, где произошла масштабная переоценка ценностей и все, что некогда казалось немыслимым, теперь стало привычным. В стране, где рухнули все мифы и воздушные замки, усиленно возводимые целыми поколениями людей.

Тем не менее, в воскресенье произошло нечто, чего я никогда до этого не видел.

Дело было так: утром во двор моего дома въехал автомобиль «Опель астра» - вполне приличный, сам на таком ездил несколько лет. Авто было в очень хорошей форме, с новыми дисками, в общем, нормальная машина – на тбилисском авторынке за нее бы дали не меньше 3, 5 тыс. долларов.
Каково же было мое удивление, когда из этой вполне приличной машины вышел пожилой человек, который начал искать объедки в мусорном баке.

В такой ситуации большинство сердобольных грузин отреагировали бы однозначно: «Ах, до чего жизнь довела бедного человека!», «Ах, куда смотрит правительство!», «Ах, несчастный, у него, наверное, нет средств к существованию!»

Однако мало у кого из них возник бы нормальный и естественный, для других, психически более уравновешенных народов, вопрос – если он голодает, если у него нет денег, то какого черта он катается на машине за 3, 5 тыс., заливает в нее бензин, цена которого за 1 литр превышает стоимость 3 батонов хлеба, обновляет машинное масло (2 раза в год), ремонтирует автомобиль и т.д.?

Можно ли жалеть такого человека, заслуживает ли он сострадания?
Недавно в эфире телеканала ПИК был показан сюжет - сотрудница канала притворилась попрошайкой и заработала за несколько часов примерно 8 долларов. Она выяснила, что среднемесячный заработок попрошаек-предпринимателей составляет около 400 долларов.

Круг замкнулся – я всегда сильно сомневался в том, что количество представителей этого нехитрого ремесла в Грузии имеет какое-либо отношение к реальному финансовому и социальному положению граждан. Однако на самом деле попрошайничество уже превратилось в серьезную проблему.

Во-первых, любого, кто приезжает в Тбилиси, поражает количество просящих милостыню и он делает соответствующие (неверные) выводы относительно уровня жизни в Грузии.

Во-вторых, это уже серьезный фактор внутренней дестабилизации: тема «несчастных», «обездоленных» и «голодающих» часто становится одним из козырей в политической игре. Сколько раз мне приходилось слышать призывы к революции, одним из аргументов в пользу которой было, в том числе, и количество нищих на улицах!

Таким образом, эта проблема уже перестала быть делом только самих попрошаек и наивных дурачков, из чувства сострадания стимулирующих развитие этого «бизнеса».

На мой взгляд, 100%-ная вина за это лежит на наших гражданах, особенно, на женщинах-гусынях, рыдающих при просмотре мексиканских телесериалов, жалеющих бешеных беспризорных собак (пока они не покусают их или их родных), обивающих пороги всех церквей, не имея понятия о сути проповедей Иисуса, и страшно жалеющих всех «сирых» и «убогих», а в первую очередь попрошаек.

Казалось бы, на эту тему сняты десятки документальных фильмов, показаны сотни телесюжетов, пора наконец понять, что «сердобольных» граждан держат за идиотов! Так ведь нет, ничего не помогает! Глупая куриная жалостливость приводит к тому, что там, где вчера был один попрошайка, завтра появится двое, послезавтра - трое, и т.д. В конце концов, зачем что-то делать? Зачем торговать семечками, мыть стекла машин, покупать фрукты в одном месте по оптовой цене и продавать их по розничной в другом – зачем все это, если можно выйти на улицу, скривить физиономию, имитировать голод и смертельный недуг, и все будет порядке – всегда найдутся глупцы, которые на это клюнут.

Иногда у меня даже возникает вопрос – почему вообще в этой стране кто-то работает? Намного проще всем вместе сесть и просить милостыню. Толстозадые и сердобольные гусыни еще долго будут преобладать в нашем обществе.

Кстати, особенности национального менталитета, необыкновенно лояльного к деятельности предпринимателей-попрошаек, имеют и другие, куда более опасные проявления.

В частности, неразборчивая жалость к тем, кто этой жалости не заслуживает.

Приведу очень конкретный случай: у меня есть знакомый, который вечно жалуется на отсутствие денег и, естественно, все его страшно жалеют. Он арендует небольшой магазин, но, по его же словам, лавка почти не приносит дохода. Соответственно, знакомый политически очень активен, посещает все митинги «революционной» оппозиции и вечно полон негодования.

Казалось бы, человека стоит пожалеть. Однако если посмотреть поближе, то выяснится, что он продул в подпольном тотализаторе 5 000 баксов. После этого семье пришлось взять кредит, на покрытие которого они ежемесячно тратят 500 долларов. Вот в чем причина их бедности и нищеты.

Кто в этом виноват? Эдуард Шеварднадзе? Миша Саакашвили? А может надо чаще утром в зеркало смотреть и искать в нем причину своих бед?

В Грузии ни у кого никогда не возникает вопрос: кто виноват и заслуживает ли тот или иной человек сострадания?

Заслуживает ли сострадания голодающий человек, который промотал все имущество в казино?

Заслуживает ли сострадания человек, который бросил дом в деревне и теперь торчит в Тбилиси, сидит на шее у жены, беспробудно пьет и, конечно же, жалуется на то, что правительство, видишь ли, отказывается ему помочь?

Заслуживает ли сострадания семья, которая, не имея никаких средств к существованию, тем не менее рожает семерых детей, держит их в состоянии нищеты, и воспитывает их такими же, как и они сами: грязными, немытыми, лодырями, от которых пользы, как с козла молока?

Заслуживает ли сострадания человек, который ни черта не умеет, ничего не хочет знать, ничему не учится, живет на деньги, присылаемые матерью из-за рубежа, и постоянно на всех жалуется?

Нужно ли жалеть человека, тратящего последние сбережения на лечение цирроза печени, возникшего от многолетнего употребления героина?

Сможет ли когда-нибудь стать взрослым и прагматичным общество, готовое пожалеть любого, кто научить «клеить» страдальческую физиономию, забывая при этом, что каждый человек сам прежде всего является кузнецом своего благосостояния и ровно наоборот?

Разумеется, не все так мрачно как я описал: есть в Грузии настоящие безработные, есть и по-настоящему нуждающиеся люди, причиной жизненных сложностей которых являются объективные обстоятельства.

Конечно, не без этого.

Но при этом мои многолетние наблюдения дают мне право сделать вывод: в Грузии слишком часто причинами жизненных неурядиц являются не действия правительств или объективные сложности, а собственная тупость, жадность, неумение ухватиться за шанс, предоставленный судьбой, отсутствие внутренней дисциплины, нежелание противостоять собственным порокам, и многое другое.

Сострадание – не всегда добродетель.

Иногда сострадание равнозначно преступлению.
  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG