СУХУМИ---Начну с известия, которое будоражит в эти дни умы определенной части человечества: завтра, 21 мая 2011 года от Рождества Христова, по утверждению проповедника из Калифорнии Гарольда Кэмпинга, наступит конец света, причем души двух процентов населения Земли вознесутся на небо, то есть попадут в рай, а остальные, увы, - в ад. Но если вы все же читаете этот текст в субботу на сайте «Эхо Кавказа», значит, снова пронесло, как и в 90-е, когда тот же Гарольд уже предсказывал светопреставление. Ну а теперь - о серьезном…
Церковный «шторм», бушующий сейчас в маленькой Абхазии, конечно, не сравним по масштабам с таким вселенским (хотя и гипотетическим) событием, как апокалипсис. Но в нашей республике он, похоже, уже стал главной конфликтной ситуацией года. И хотя многие в обществе успели жутко устать от этого противостояния, «кипарисовая» (а как еще ее назвать, вспоминая кипарисовые аллеи, ведущие к Нофоафонскому монастырю?) революция в жизни православной Абхазии, судя по логике развития событий, только набирает обороты.
Почему, несмотря на явное численное преимущество у отца Виссариона среди духовенства Абхазии, в миру ситуация выглядит по-другому? Почему многие в Абхазии убеждены, что не только о. Андрей (Ампар) должен остаться настоятелем Новоафонского монастыря, но и избранный 15 мая «кандидатом в епископы» архимандрит Дорофей (Дбар) должен возглавить в будущем автокефальную Абхазскую Православную Церковь?
В середине 2000-х молодое крыло абхазского духовенства, развив активную деятельность (издание богословской литературы, открытие духовных учебных заведений и многое другое), привлекло к себе внимание и вызвало поддержку не только православной общины, но и общественности Абхазии, включая представителей других конфессий и неверующих. Объяснить это нетрудно – ведь становление Абхазской церкви рассматривалось и рассматривается у нас как важный компонент становления независимого абхазского государства.
Вот и сейчас…
В абхазском обществе, скажем, всегда чутко прислушиваются к заявлениям депутатов так называемого «золотого состава» парламента РА (1991-1996 гг.) по возникающим в республике конфликтным вопросам. Этому способствуют как их авторитет в обществе, так и то, что эту группу трудно заподозрить в политической ангажированности: среди них есть и сторонники, и оппоненты нынешней властной команды. И вот что говорят в распространенном вчера заявлении депутаты того созыва Эмма Авидзба, Нателла Акаба, Геннадий Аламиа, Владимир Ашхацава, Валерий Бганба, Валерий Гурджуа, Олег Дамениа, Климентий Джинджолия, Владимир Зантариа, Валерий Кварчия, Станислав Лакоба, Давид Пилия:
«Обострившиеся в последнее время споры среди духовенства вокруг канонического положения Православной абхазской церкви вызывают заметное напряжение в обществе. Одностороннее освещение информации АГТРК еще более усугубляет ситуацию. Не лучшим образом выглядит и позиция отдельных госчиновников, которым, в соответствии с Конституцией, следовало воздержаться от прямого вмешательства во внутрицерковные дела. Обсуждать и решать накопившиеся здесь проблемы должно духовенство, прихожане и миряне. Однако обсуждение этих проблем переросло в политическое противостояние и открытое шельмование представителей младшего поколения абхазского духовенства, предлагающих свое видение будущего Православной абхазской церкви. Важно не допустить осложнения общественно-политической ситуации в стране. Возрождение православия в Абхазии требует, прежде всего, согласия сторон. Добиться этого можно только через диалог. Здесь могут быть разные подходы. Но любой из них должен быть нацелен на ускорение процесса возрождения автокефальной Абхазской Православной церкви, усиление ее роли в жизни абхазского общества и укрепление ее связей с другими православными церквями мира и, в первую очередь, с Русской Православной церковью». Симпатии к «молодому крылу» тут налицо».
Многие сегодня в Абхазии толкуют о коммерческой составляющей этого конфликта. Да, она наверняка присутствует. По данным финансового отчета Новоафонского монастыря за прошлый год, опубликованным в апрельском номере газеты «Христианская Абхазия», доходы его составили почти 36 млн рублей, из них почти 30 млн получены от церковной лавки. Еще бы, ведь только за июль – сентябрь, когда к монастырю один за другим подъезжают автобусы с туристами, лавка принесла около 20 млн.
Но сводить все только к этой составляющей, тоже, безусловно, нельзя.
Вскоре после Церковно-Народного Собрания в Новом Афоне 15 мая, успешно проведенного «младореформаторами», я услышал от одного активного их противника такое сетование: «Да, позиция отца Виссариона почти не отражается в прессе, потому что он чурается публичных выступлений. Он же не очень владеет словом, даже в Общественную палату, в которой состоит, не пришел на «круглый стол». «Ну, вот ты и сам ответил на вопрос, почему у отца Дорофея и отца Андрея так много сторонников даже во власти», – улыбнулся я.
И вот вчера отец Виссарион дал пресс-конференцию в Абхазском медиа-клубе «Айнар». (Любопытно, что журналистов приглашали почему-то из Кабинета министров и сперва в Сухумский кафедральный собор.) Батюшки святы, это было «что-то с чем-то»! Не знаю уж, убедили его устроить пресс-конференцию тайные недоброжелатели, или люди, не умеющие все взвесить и реалистично оценить, но происходившее на ней меньше всего напоминало общение пастыря с паствой и вызывало чувство острой неловкости. Журналисты и негосударственных, и государственных СМИ просто заклевали его.
Отдельные фразы из ответов и. о. управляющего Сухумо-Пицундской епархии уже разлетелись на цитаты: «Греция – вражеское для нас государство», «Мы готовы к диалогу с молодыми – если они покаются, скажут: «Простите нас, дорогие!». Одна журналистка, тщательно подбирая слова, чтобы ее вопрос прозвучал максимально корректно, спросила отца Виссариона, не стоит ли все же уступить дорогу тем, кто умнее и образованнее…
Между прочих прозвучал и такой вопрос: почему на Абхазском телевидении не дали выступить «противной стороне». Отец Виссарион ответил: «Я об этом попросил». Вчерашняя телетрансляция его пресс-конференции была опять формально его пиаром, но многие убеждены, что после такого «пиара» его оппонентам и выступать не надо.
Хорошо, конечно, что власти уговорили его не организовывать 21-22 мая, в ежегодный праздник Симона Кананита, крестный ход в Новый Афон – чтобы не было беды. Но кто, когда и как разрулит в конце концов эту явно зашедшую в тупик ситуацию, одному Богу известно.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Церковный «шторм», бушующий сейчас в маленькой Абхазии, конечно, не сравним по масштабам с таким вселенским (хотя и гипотетическим) событием, как апокалипсис. Но в нашей республике он, похоже, уже стал главной конфликтной ситуацией года. И хотя многие в обществе успели жутко устать от этого противостояния, «кипарисовая» (а как еще ее назвать, вспоминая кипарисовые аллеи, ведущие к Нофоафонскому монастырю?) революция в жизни православной Абхазии, судя по логике развития событий, только набирает обороты.
Почему, несмотря на явное численное преимущество у отца Виссариона среди духовенства Абхазии, в миру ситуация выглядит по-другому? Почему многие в Абхазии убеждены, что не только о. Андрей (Ампар) должен остаться настоятелем Новоафонского монастыря, но и избранный 15 мая «кандидатом в епископы» архимандрит Дорофей (Дбар) должен возглавить в будущем автокефальную Абхазскую Православную Церковь?
В середине 2000-х молодое крыло абхазского духовенства, развив активную деятельность (издание богословской литературы, открытие духовных учебных заведений и многое другое), привлекло к себе внимание и вызвало поддержку не только православной общины, но и общественности Абхазии, включая представителей других конфессий и неверующих. Объяснить это нетрудно – ведь становление Абхазской церкви рассматривалось и рассматривается у нас как важный компонент становления независимого абхазского государства.
Вот и сейчас…
В абхазском обществе, скажем, всегда чутко прислушиваются к заявлениям депутатов так называемого «золотого состава» парламента РА (1991-1996 гг.) по возникающим в республике конфликтным вопросам. Этому способствуют как их авторитет в обществе, так и то, что эту группу трудно заподозрить в политической ангажированности: среди них есть и сторонники, и оппоненты нынешней властной команды. И вот что говорят в распространенном вчера заявлении депутаты того созыва Эмма Авидзба, Нателла Акаба, Геннадий Аламиа, Владимир Ашхацава, Валерий Бганба, Валерий Гурджуа, Олег Дамениа, Климентий Джинджолия, Владимир Зантариа, Валерий Кварчия, Станислав Лакоба, Давид Пилия:
«Обострившиеся в последнее время споры среди духовенства вокруг канонического положения Православной абхазской церкви вызывают заметное напряжение в обществе. Одностороннее освещение информации АГТРК еще более усугубляет ситуацию. Не лучшим образом выглядит и позиция отдельных госчиновников, которым, в соответствии с Конституцией, следовало воздержаться от прямого вмешательства во внутрицерковные дела. Обсуждать и решать накопившиеся здесь проблемы должно духовенство, прихожане и миряне. Однако обсуждение этих проблем переросло в политическое противостояние и открытое шельмование представителей младшего поколения абхазского духовенства, предлагающих свое видение будущего Православной абхазской церкви. Важно не допустить осложнения общественно-политической ситуации в стране. Возрождение православия в Абхазии требует, прежде всего, согласия сторон. Добиться этого можно только через диалог. Здесь могут быть разные подходы. Но любой из них должен быть нацелен на ускорение процесса возрождения автокефальной Абхазской Православной церкви, усиление ее роли в жизни абхазского общества и укрепление ее связей с другими православными церквями мира и, в первую очередь, с Русской Православной церковью». Симпатии к «молодому крылу» тут налицо».
Многие сегодня в Абхазии толкуют о коммерческой составляющей этого конфликта. Да, она наверняка присутствует. По данным финансового отчета Новоафонского монастыря за прошлый год, опубликованным в апрельском номере газеты «Христианская Абхазия», доходы его составили почти 36 млн рублей, из них почти 30 млн получены от церковной лавки. Еще бы, ведь только за июль – сентябрь, когда к монастырю один за другим подъезжают автобусы с туристами, лавка принесла около 20 млн.
Но сводить все только к этой составляющей, тоже, безусловно, нельзя.
Вскоре после Церковно-Народного Собрания в Новом Афоне 15 мая, успешно проведенного «младореформаторами», я услышал от одного активного их противника такое сетование: «Да, позиция отца Виссариона почти не отражается в прессе, потому что он чурается публичных выступлений. Он же не очень владеет словом, даже в Общественную палату, в которой состоит, не пришел на «круглый стол». «Ну, вот ты и сам ответил на вопрос, почему у отца Дорофея и отца Андрея так много сторонников даже во власти», – улыбнулся я.
И вот вчера отец Виссарион дал пресс-конференцию в Абхазском медиа-клубе «Айнар». (Любопытно, что журналистов приглашали почему-то из Кабинета министров и сперва в Сухумский кафедральный собор.) Батюшки святы, это было «что-то с чем-то»! Не знаю уж, убедили его устроить пресс-конференцию тайные недоброжелатели, или люди, не умеющие все взвесить и реалистично оценить, но происходившее на ней меньше всего напоминало общение пастыря с паствой и вызывало чувство острой неловкости. Журналисты и негосударственных, и государственных СМИ просто заклевали его.
Отдельные фразы из ответов и. о. управляющего Сухумо-Пицундской епархии уже разлетелись на цитаты: «Греция – вражеское для нас государство», «Мы готовы к диалогу с молодыми – если они покаются, скажут: «Простите нас, дорогие!». Одна журналистка, тщательно подбирая слова, чтобы ее вопрос прозвучал максимально корректно, спросила отца Виссариона, не стоит ли все же уступить дорогу тем, кто умнее и образованнее…
Между прочих прозвучал и такой вопрос: почему на Абхазском телевидении не дали выступить «противной стороне». Отец Виссарион ответил: «Я об этом попросил». Вчерашняя телетрансляция его пресс-конференции была опять формально его пиаром, но многие убеждены, что после такого «пиара» его оппонентам и выступать не надо.
Хорошо, конечно, что власти уговорили его не организовывать 21-22 мая, в ежегодный праздник Симона Кананита, крестный ход в Новый Афон – чтобы не было беды. Но кто, когда и как разрулит в конце концов эту явно зашедшую в тупик ситуацию, одному Богу известно.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия