20 мая зал заседаний грузинского парламента огласили аплодисменты 95 избранников народа. Парламентарии стоя рукоплескали решению, которое должно было, по их мнению, открыть эпоху новой идейной архитектуры Кавказа. Принят акт признания геноцида черкесских народов.
Очередной этап кавказской либеральной революции, о необходимости которой говорили демократы Грузии, стартовал! Депутат Габашвили сделал вполне определённый акцент: "Мы должны отмежеваться от советской истории..." Но, позвольте, господин Габашвили, советского в черкесском вопросе ровно столько же, сколько в традициях китайской оперы. Вы хотели сказать - русской истории! Истории русского продвижения на Кавказ, в котором роль грузинского доминиона чрезвычайно интересна и далеко не однозначна. Причём, двусмысленность грузинского участия в российской колонизации Кавказа становится более рельефной, когда вспоминаешь о том, какие титанические усилия предпринимала Грузия на протяжении столетий, чтобы стать главным и незаменимым проводником имперской политики на Кавказе. И, надо признать, ей это удавалось. В такие "благословенные" годы, под защитой русских штыков, приступы явленной ныне совестливости были совсем нехарактерны для отцов грузинской нации. Оно и понятно: где уж тут до совести и черкесов, когда память ещё содрогалась от воспоминаний о резне грузин османами и турками? А уж в "славные" советские времена о солидарности с колонизированными кавказскими народами и речи быть не могло. И совсем не потому, что это шло вразрез с политикой партии, просто сама мысль осудить колонизацию показалась бы любому грузину чудовищным абсурдом.
Грузинское культурное самочувствие безболезненно и органично отстраивало себя от концепции «цивилизаторской миссии» России, а вместе с ней и Грузии, на Северном Кавказе.
Подобно ящерице, отбрасывающей хвост, Грузии сегодня срочно потребовалось отмежеваться от шлейфа неоднозначных фактов собственной истории. Ей нужно отмежеваться от эпохи, поднявшей Грузию из пепла и водрузившей её флаг, в том числе и на костях горцев Кавказа! Ей нужно отмежеваться от эпохи, когда брошенного на произвол судьбы грузинского царя защищала горстка имеретинцев и осетин! Отмежеваться от "большого, северного дикаря", воссоздавшего из остатков двух "уездов" грузинскую государственность, отмежеваться от всего и вся, что мешает образу современной, респектабельной кавказской демократии. Срочно забыть прошлое и снять с себя ответственность! И для этого сгодится всё, в том числе и показушная забота о перемолотых жерновами войны, многострадальных народах Кавказа. Правда, как быть со значительной частью этих народов, а именно с абхазами, грузинская сторона "деликатно" умолчала.
В телефонном разговоре со своим сухумским другом я как-то неосторожно пошутил по поводу акта признания. На противоположном конце воцарилась долгая пауза. Почувствовав неловкость, я попытался поменять тему, но мой собеседник перебил меня: "Русские подумали о живых, грузины о мёртвых! Чёрт его знает, насколько искренне, но Грузия, блин, опять в Д’Артаньянах!"
Если с памятью о предках всё более или менее понятно, то как быть с живыми? Не только с теми, кто недоброй волей исторических судеб оказался на Ближнем Востоке и в Передней Азии, но и с теми, кто здесь, рядом с нами. Теми, кто ещё не оплакал всех жертв грузинской военной машины. Теми, кто обратил удивлённый взор на соседнюю Грузию, цинично взметнувшую флаг "братской" любви! "Что это за оды радости и славословия?" - вопрошают недоумённые абхазы. А это как раз "дружественная" Грузия славит память ваших бесстрашных предков! Ну что же, когда маска прирастает к лицу, приходится жертвовать хвостом. По всей видимости, адыго-абхазский вопрос оказался в "хвостовом" отделе грузинской истории.
В последней части знаменитой кинотрилогии Тенгиза Абуладзе герой порывает с прошлым, выбрасывая тело из могилы. Блестящая режиссёрская метафора. Мрачноватая, но показательная. Истерия выкапывания гробов, причём чужих, и отсечение собственного исторического прошлого, на мой взгляд, дело бесперспективное и опасное. Того гляди и Грузия, вслед за Россией, станет страной с непредсказуемым прошлым!
И ещё. Революционного "взрыва", как представляется, не получилось! Уж не знаю, виной ли тому чрезвычайная перегруженность грузинских таблоидов политическими новостями или что-то иное, но «буря в стакане» не отозвалась тектоническими разломами кавказской геополитической реальности. Грузинские парламентарии с присущей их пустословию трескучестью облачились в одежды больной исторической совести, черкесы в ответ сделали вид, что крайне благодарны. Такие вот мыльные чрезвычайности! Однако, как нельзя кстати, разнеслись слухи об Окруашвили, идущем танковым маршем с территории сопредельной Осетии, об оппозиции, вознамерившейся поменять власть в три дня, о вернувшемся президенте, который "теперь с народом" и Грузия благополучно погрузилась в дрёму новых политических сновидений.
Очередной этап кавказской либеральной революции, о необходимости которой говорили демократы Грузии, стартовал! Депутат Габашвили сделал вполне определённый акцент: "Мы должны отмежеваться от советской истории..." Но, позвольте, господин Габашвили, советского в черкесском вопросе ровно столько же, сколько в традициях китайской оперы. Вы хотели сказать - русской истории! Истории русского продвижения на Кавказ, в котором роль грузинского доминиона чрезвычайно интересна и далеко не однозначна. Причём, двусмысленность грузинского участия в российской колонизации Кавказа становится более рельефной, когда вспоминаешь о том, какие титанические усилия предпринимала Грузия на протяжении столетий, чтобы стать главным и незаменимым проводником имперской политики на Кавказе. И, надо признать, ей это удавалось. В такие "благословенные" годы, под защитой русских штыков, приступы явленной ныне совестливости были совсем нехарактерны для отцов грузинской нации. Оно и понятно: где уж тут до совести и черкесов, когда память ещё содрогалась от воспоминаний о резне грузин османами и турками? А уж в "славные" советские времена о солидарности с колонизированными кавказскими народами и речи быть не могло. И совсем не потому, что это шло вразрез с политикой партии, просто сама мысль осудить колонизацию показалась бы любому грузину чудовищным абсурдом.
Грузинское культурное самочувствие безболезненно и органично отстраивало себя от концепции «цивилизаторской миссии» России, а вместе с ней и Грузии, на Северном Кавказе.
Подобно ящерице, отбрасывающей хвост, Грузии сегодня срочно потребовалось отмежеваться от шлейфа неоднозначных фактов собственной истории. Ей нужно отмежеваться от эпохи, поднявшей Грузию из пепла и водрузившей её флаг, в том числе и на костях горцев Кавказа! Ей нужно отмежеваться от эпохи, когда брошенного на произвол судьбы грузинского царя защищала горстка имеретинцев и осетин! Отмежеваться от "большого, северного дикаря", воссоздавшего из остатков двух "уездов" грузинскую государственность, отмежеваться от всего и вся, что мешает образу современной, респектабельной кавказской демократии. Срочно забыть прошлое и снять с себя ответственность! И для этого сгодится всё, в том числе и показушная забота о перемолотых жерновами войны, многострадальных народах Кавказа. Правда, как быть со значительной частью этих народов, а именно с абхазами, грузинская сторона "деликатно" умолчала.
В телефонном разговоре со своим сухумским другом я как-то неосторожно пошутил по поводу акта признания. На противоположном конце воцарилась долгая пауза. Почувствовав неловкость, я попытался поменять тему, но мой собеседник перебил меня: "Русские подумали о живых, грузины о мёртвых! Чёрт его знает, насколько искренне, но Грузия, блин, опять в Д’Артаньянах!"
Если с памятью о предках всё более или менее понятно, то как быть с живыми? Не только с теми, кто недоброй волей исторических судеб оказался на Ближнем Востоке и в Передней Азии, но и с теми, кто здесь, рядом с нами. Теми, кто ещё не оплакал всех жертв грузинской военной машины. Теми, кто обратил удивлённый взор на соседнюю Грузию, цинично взметнувшую флаг "братской" любви! "Что это за оды радости и славословия?" - вопрошают недоумённые абхазы. А это как раз "дружественная" Грузия славит память ваших бесстрашных предков! Ну что же, когда маска прирастает к лицу, приходится жертвовать хвостом. По всей видимости, адыго-абхазский вопрос оказался в "хвостовом" отделе грузинской истории.
В последней части знаменитой кинотрилогии Тенгиза Абуладзе герой порывает с прошлым, выбрасывая тело из могилы. Блестящая режиссёрская метафора. Мрачноватая, но показательная. Истерия выкапывания гробов, причём чужих, и отсечение собственного исторического прошлого, на мой взгляд, дело бесперспективное и опасное. Того гляди и Грузия, вслед за Россией, станет страной с непредсказуемым прошлым!
И ещё. Революционного "взрыва", как представляется, не получилось! Уж не знаю, виной ли тому чрезвычайная перегруженность грузинских таблоидов политическими новостями или что-то иное, но «буря в стакане» не отозвалась тектоническими разломами кавказской геополитической реальности. Грузинские парламентарии с присущей их пустословию трескучестью облачились в одежды больной исторической совести, черкесы в ответ сделали вид, что крайне благодарны. Такие вот мыльные чрезвычайности! Однако, как нельзя кстати, разнеслись слухи об Окруашвили, идущем танковым маршем с территории сопредельной Осетии, об оппозиции, вознамерившейся поменять власть в три дня, о вернувшемся президенте, который "теперь с народом" и Грузия благополучно погрузилась в дрёму новых политических сновидений.