В Северной Осетии сегодня силовики отрапортовали об уничтожении боевика исламского подполья Давида Мурашева и задержании группы исламистов - этнических осетин, готовивших теракты. Исламское духовенство и правозащитники не верят заявлениям властей и говорят о том, что ситуация в республике развивается по сценарию соседней Кабардино-Балкарии, где необоснованные репрессии в отношении мусульман привели к радикализации верующей молодежи.
По заявлениям силовиков, Давид Мурашев был ликвидирован в результате спецоперации во Владикавказе. Полиция разыскивала Мурашева по подозрению в убийстве видного осетинского поэта Шамиля Джигкаева. По версии следствия, убийство поэта могло быть местью за написанное им в 2009 году стихотворение.
Это скандальная история двухлетней давности о том, как паломники в Мекку по дороге из Чечни остановились неподалеку от кладбища, где похоронены жертвы бесланского теракта, и якобы осквернили это место. По поводу подлинности этой истории существует много противоречивых мнений, я их повторять не стану. Поэт отреагировал на эту историю гневным стихотворением «Волчата собираются в хадж», которое мусульмане посчитали оскорбительным для себя. Духовное управление мусульман Северной Осетии тогда обвинило Джигкаева в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни и обратилось в прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело против него. Однако проверка не обнаружила в произведении поэта ничего предосудительного. После этого в адрес Джигкаева стали поступать угрозы. По версии следствия, когда поэт прогуливался по дачному поселку, на него напал Давид Мурашев и перерезал ему горло.
Муфтий Северной Осетии Хаджит-Мурат Гацалов, не опровергая виновность Мурашева, говорит, что заявление о существовании исламского подполья в республике - абсурдно. Муфтият отслеживает ситуацию и в курсе того, что происходит в умме.
«Нет оснований считать, что у нас идет процесс радикализации ислама. Это глупость и провокация. Я это официально заявляю, – говорит Хаджит-Мурат Гацалов. - Никакой логике это не поддается, если только не хотят раскачать ситуацию».
По мнению муфтия Гацалова, никаких оснований для массовых арестов молодых мусульман у властей нет. Даже после объявления Мурашева в розыск к его прихожанам не было вопросов со стороны следствия.
«Мы знаем, что 18 человек задержали. По слухам, там их больше. Эти молодые ребята сидят в разных изоляторах. По многочисленным слухам, их избивают, им подсовывают наркотики и оружие. Сегодня предстали перед судом первые арестованные. Они были избиты. Нам не дали сделать медицинское освидетельствование, и мы сейчас с адвокатами думаем, что нам делать. Я думаю, что им дадут меру пресечения - содержание под стражей - это однозначно. Их в таком виде выпускать не станут».
По мнению осетинского правозащитника Виссариона Асеева, трактовка убийства как месть исламиста поэту, выступившему против осквернения мусульманами святого для осетин «Города Ангелов», – провокационна. В республике, по разным данным, от 20 до 40 процентов осетин считают себя мусульманами, хотя лишь три тысячи из них регулярно посещают мечети. Правозащитник считает, что противоправные действия силовиков и недобросовестный пиар вокруг этого дела могут спровоцировать конфликт между исламской и христианской частью осетин, а, возможно, и появление в Северной Осетии исламского подполья.
«Власти спровоцировали и дальше расширяют межконфессиональный раскол осетинского общества - то, чего никогда не было, - говорит Виссарион Асеев. - Люди будут озлобляться. Этих ребят, скорее всего, сейчас мучают. Потом мы будем находить трупы, которые нам будут выдавать за боевиков. А потом уже и реальных боевиков находить будем. Получается, что это не бандиты, а власти сейчас распространяют экстремизм».
По заявлениям силовиков, Давид Мурашев был ликвидирован в результате спецоперации во Владикавказе. Полиция разыскивала Мурашева по подозрению в убийстве видного осетинского поэта Шамиля Джигкаева. По версии следствия, убийство поэта могло быть местью за написанное им в 2009 году стихотворение.
Это скандальная история двухлетней давности о том, как паломники в Мекку по дороге из Чечни остановились неподалеку от кладбища, где похоронены жертвы бесланского теракта, и якобы осквернили это место. По поводу подлинности этой истории существует много противоречивых мнений, я их повторять не стану. Поэт отреагировал на эту историю гневным стихотворением «Волчата собираются в хадж», которое мусульмане посчитали оскорбительным для себя. Духовное управление мусульман Северной Осетии тогда обвинило Джигкаева в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни и обратилось в прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело против него. Однако проверка не обнаружила в произведении поэта ничего предосудительного. После этого в адрес Джигкаева стали поступать угрозы. По версии следствия, когда поэт прогуливался по дачному поселку, на него напал Давид Мурашев и перерезал ему горло.
Межконфессиональная провокация
Муфтий Северной Осетии Хаджит-Мурат Гацалов, не опровергая виновность Мурашева, говорит, что заявление о существовании исламского подполья в республике - абсурдно. Муфтият отслеживает ситуацию и в курсе того, что происходит в умме.
«Нет оснований считать, что у нас идет процесс радикализации ислама. Это глупость и провокация. Я это официально заявляю, – говорит Хаджит-Мурат Гацалов. - Никакой логике это не поддается, если только не хотят раскачать ситуацию».
По мнению муфтия Гацалова, никаких оснований для массовых арестов молодых мусульман у властей нет. Даже после объявления Мурашева в розыск к его прихожанам не было вопросов со стороны следствия.
«Мы знаем, что 18 человек задержали. По слухам, там их больше. Эти молодые ребята сидят в разных изоляторах. По многочисленным слухам, их избивают, им подсовывают наркотики и оружие. Сегодня предстали перед судом первые арестованные. Они были избиты. Нам не дали сделать медицинское освидетельствование, и мы сейчас с адвокатами думаем, что нам делать. Я думаю, что им дадут меру пресечения - содержание под стражей - это однозначно. Их в таком виде выпускать не станут».
По мнению осетинского правозащитника Виссариона Асеева, трактовка убийства как месть исламиста поэту, выступившему против осквернения мусульманами святого для осетин «Города Ангелов», – провокационна. В республике, по разным данным, от 20 до 40 процентов осетин считают себя мусульманами, хотя лишь три тысячи из них регулярно посещают мечети. Правозащитник считает, что противоправные действия силовиков и недобросовестный пиар вокруг этого дела могут спровоцировать конфликт между исламской и христианской частью осетин, а, возможно, и появление в Северной Осетии исламского подполья.
«Власти спровоцировали и дальше расширяют межконфессиональный раскол осетинского общества - то, чего никогда не было, - говорит Виссарион Асеев. - Люди будут озлобляться. Этих ребят, скорее всего, сейчас мучают. Потом мы будем находить трупы, которые нам будут выдавать за боевиков. А потом уже и реальных боевиков находить будем. Получается, что это не бандиты, а власти сейчас распространяют экстремизм».