Accessibility links

Операция «Омоложение»


Сухуми
Сухуми
СУХУМИ--Сейчас все внимание абхазского общества приковано к участникам предвыборной гонки. Обсуждается все – и состав, и даже возраст претендентов и их команд. Продолжает наш постоянный автор Виталий Шария.

Около месяца назад, разговаривая с абхазским политологом, зам. директора Центра гуманитарных программ Лианой Кварчелия, я услышал от нее такое рассуждение:

«Претенденты на победу на внеочередных президентских выборах – и Александр Анкваб, и Сергей Шамба, и Рауль Хаджимба - хорошо известны в нашем обществе со всеми их, как говорится, плюсами и минусами, вся их политическая биография складывалась на наших глазах. И вот тут очень важное значение для тех избирателей, кто еще не определился с предпочтениями, будет иметь то, какую команду они себе подберут - начиная с кандидатов в вице-президенты и заканчивая рядовыми членами избирательного штаба. Мне кажется, общество наше настроено на кадровое обновление, на то, чтобы на руководящие места активнее выдвигались молодые, энергичные, с современным мышлением и образованием люди. Больше нельзя откладывать реформы, и осуществить их легче всего с активным участием молодых. Ставка на «до боли знакомых» чиновников может сыграть против кандидатов». Свои мысли Лиана Кварчелия изложила затем в письме, опубликованном в газете «Эхо Абхазии».

И вот, судя по последним событиям, основные претенденты прислушались к этому мнению. Сергей Шамба решил идти на штурм властного Олимпа в паре с кандидатом в вице-президенты зам.председателя Госкомитета по делам молодежи и спорту республики Шамилем Адзынба, а Александр Анкваб - с главой Администрации Гулрыпшского района Михаилом Логуа. Обоим около сорока лет, их по нынешним временам можно назвать молодыми политиками. Что касается Рауля Хаджимба, то его парой стала вдова Владислава Ардзинба Светлана Джергения, кроме того, в команде оппозиционного политика немало молодых людей, уже известных в обществе. Да и сам он моложе остальных из претендентов на президентское кресло (пятьдесят три года), хотя уже дважды баллотировался на этот пост.

Слушать
Операция «Омоложение»
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:29 0:00
Скачать


Ну а вообще хотел бы обратить внимание на такую закономерность (если, конечно, не брать в расчет смену власти в монархиях). В переломные моменты истории руководителями государств становятся относительно молодые люди. Вспомним, что Ленину в 1917-м было 47 (и соратники его назвали «Стариком»), Нестору Лакоба в 1921-м - 29, Владиславу Ардзинба в 1991-м - 46… В более спокойные времена при отлаженной системе преемственности руководителей - приходят в более старшем возрасте. Достаточно вспомнить «геронтократию» в позднем СССР, когда средний возраст членов политбюро ЦК КПСС достигал семидесяти…

И Сергей Багапш, и Сергей Шамба, и Александр Анкваб - это все младшие соратники Владислава Ардзинба в предвоенное и военное время. Но получилось так, что двое последних подошли к ситуации, когда смогут возглавить основанное им современное абхазское государство уже в пенсионном и предпенсионном возрасте. Сергею Мироновичу 60 исполнилось в нынешнем марте, Александру Золотинсковичу сейчас 58 с половиной. И то, что оба откликнулись на общественный запрос и подобрали себе «в пару» самых молодых из тех, чьи имена на слуху в последнее время, расценено экспертным сообществом как их сильный ход. Впрочем, все прекрасно понимают, что это еще не гарантирует в случае победы названных претендентов резкого омоложения руководящих кадров. И даже если такое омоложение произойдет, это вовсе не обязательно приведет к качественному изменению уровня руководства республикой. Ибо, как сказал кто-то сегодня во время работы фокус-группы Центра гуманитарных программ, во властные структуры могут приходить пусть и молодые по возрасту, но «клоны» своих предшественников, отягощенные теми же устаревшими представлениями, воспитанные ими юные бюрократики и коррупционеры.

Но сильные ходы тут и в том, что оба упомянутых кандидата в вице-президенты весьма позитивно воспринимаются обществом. Мне чаще приходилось общаться с Шамилем Адзынба, хотя до самого последнего времени не знал, что он - репатриант, приехавший из Батуми в 1990 году. Перевез в Абхазию, как мне сказали, и немало своих родственников. Любопытно, что когда еще лет пять назад я задумался: а кто из нынешней молодежи сменит когда-нибудь сегодняшних лидеров «у руля», почему-то в голову пришло именно его имя. Сегодняшнее выдвижение означает, что не только у меня одного сложилось такое впечатление о нем. Кстати, Шамиль, который родился в 1970 году, следует абхазской традиции поздних браков, так что если он станет вице-президентом, то уже безоговорочно получит статус самого завидного в Абхазии жениха.

Ни у кого из моих собеседников не вызывала неприятия и кандидатура Михаила Логуа. Его отец, Валерий Андреевич - один из руководителей абхазского спорта, тетя, Людмила Логуа – оперная певица, народная артистка Абхазии. Знал даже когда-то дедушку, уважаемого человека в очамчырском селе Пакуаш. Сам Михаил считается уже опытным руководителем.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG