Accessibility links

«Сук» абхазской коррупции?


Инал Хашиг
Инал Хашиг
Пресс-служба Генпрокуратуры республики Абхазия по завершении следственных действий предъявила обвинение гражданину России Константину Неволину в незаконном приобретении абхазского паспорта и последующей покупке недвижимости. Дело передано в сухумский городской суд.

Генпрокуратура обвиняет Константина Неволина в том, что он в 2007 году незаконно приобрел паспорт гражданина республики Абхазия и заплатил неизвестному посреднику 300 тысяч рублей. Гражданство понадобилось Неволину потому, что только гражданин Абхазии может приобрести недвижимость в республике. Неволин купил паспорт, чтобы впоследствии оформить нотариальную сделку о приобретении собственности (домовладения) в Гудаутском районе.

Это дело приобрело особенный резонанс, поскольку оно развивается паралелльно другой скандальной истории - несколько недель назад Генеральная прокуратура объявила об недостаче большого количества абхазских паспортов, обнаруженной при инвентаризации. И сейчас единственный способ как-то «выловить» эти паспорта, как объясняют в Генеральной прокуратуре, - отслеживать их в различных сделках по недвижимости. То есть искать в нотариальных конторах, которые заверяют договоры о купле и продаже недвижимости.

Нынешнее обвинительное заключение по уголовному делу против Константина Неволина наверняка будет не единственным. Паспорта, которые были проданы лицам, не имеющим никакого отношения к Абхазии, будут, так или иначе, всплывать.

Впрочем, если во всех этих паспортных делах наказание будут нести только приобретатели абхазского гражданства, а продавцы выйдут сухими из воды, то процесс выявления паспортных махинаций вряд ли когда-нибудь завершится. За последний месяц страна узнала имена многих своих «сограждан», в том числе и грузинских воров в законе, разными способами приобретших абхазский паспорт. Но, при этом, ни одного имени сотрудника паспортно-визовой службы, способствовавшего выдаче «левого» документа названо не было. «В отношении должностных лиц, причастных к незаконной выдаче паспорта Неволину К.А. и другим, проводится предварительное расследование», - скупо сообщает прокуратура, словно речь идет о тяжелом и весьма сложном процессе поиска кондуктора, продавшего «левый» трамвайный билет, а не паспорта со отдельными номерами, серией, датой и местом выдачи и наконец, подписью ответственного лица, выдавшего сей документ. Паспорт, как не крути – документ строгой отчетности. У каждой выданной «корочки» есть максимально детализированная и многократно продублированная в различных службах, отделах, подотделах и т.д., история. Не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы найти ответственных лиц, выдавших тому же Константину Неволину паспорт гражданина Республики Абхазия. Даже, если этот сотрудник не продавал документ (во что крайне сложно поверить), его должны отстранить от занимаемой должности как минимум по статье «халатность». Впрочем, невозможность найти «продавцов» объясняется параличом политической воли. Дело не в том, что кто-то цепенеет перед всемогуществом обычного сотрудника паспортно-визовой службы, чья подпись стоит в незаконно выданном паспорте. Проблема в другом. И заключается она в том, что данный сотрудник в случае, если его официально «прижмут», может заговорить. Стать «козлом отпущения» он вряд ли захочет. Ведь круг лиц причастных к данному бизнесу наверняка насчитывает не один десяток людей. При цене в 300 тысяч рублей за экземпляр, было бы большой наивностью думать, что поставленный на широкую ногу «бизнес» отдан на откуп рядовым сотрудникам паспортно-визовых служб. Безнаказанно продать паспорт можно один-два раза. Но, чтобы поставить этот процесс на конвейер, как это произошло с абхазскими документами, нужны высокие покровители, причем во всех структурах – от той же самой Генеральной прокуратуры до администрации президента.

Готовы ли следственные органы разрубить сей «Гордиев узел»? Скорее – «нет», чем «да». Ведь, если долбить до основания «паспортное дело», можно ненароком спилить целый коррупционный «сук» (а это ведь не только торговля паспортами), на котором держится вся нынешняя абхазская система управления страны. Но это уже почти революция. А она не нужна. Как там у нас наверху говорят: «Реформ ради реформ нам не надо».

В общем, пока есть только «неволины», а продавцов нет, абхазский паспорт обречен оставаться товаром. Разве что цена на документ будет расти. Вон ведь какую огласку дело получает!
XS
SM
MD
LG