ТБИЛИСИ---В Тбилиси проходит четвертая международная выставка современного искусства «Артистериум», организованная при поддержке Министерства культуры и охраны памятников Грузии и посольства США. В течение десяти дней более 80 мастеров из разных стран Европы и Азии участвуют в тематических дискуссиях, мастер-классах и, главное, выставляют свои работы, тема которых в этом году – «Свободное падение».
В рамках выставки, которая проходит в Национальном музее и «Караван-сарае» («Карвасла»), современные художники и фотографы превращают свободное падение в полет, снабжают его деталями и находят искусство там, где другие видят лишь мусор, еду, предмет, старую выцветшую бумагу или кусок глины. Перформансы, видеофильмы, инсталляции... Люди и маски, старые советские документы, в том числе сталинского периода, вывешенные на стене, иногда с ненавязчиво приклеенным крестиком или листком дерева; черно-белое подобие иконы без главных атрибутов с броском на белый фон черной туши; флаги, фотографии и рисунки с надписями, например, такой:
«Государство стремится к одному, индивид стремится к двум» – все это и многое другое сразу дают двойной, тройной смысловой пласт, и грань художественности размывается, пересекаясь то с областью слова, то со сферой кино, то с гражданской тональностью... Безусловно, не все одинаково талантливо и самобытно, но, как известно, все самое интересное рождается именно на стыке жанров.
Лика Мамацашвили, менеджер выставочных залов Музея истории Тбилиси, рассказала, что «Артистериум» всегда начинался в их музее:
«Исключение мы сделали в этом году, так как была очень большая программа: мы пригласили кавказцев со всего Кавказа, и нам пришлось позднее включиться. Но могу сказать, что самые хорошие выставки все-таки у нас. Вообще, я горжусь этой интернациональной выставкой. Это не фестиваль, а интернациональная выставка современного искусства. Почему всегда был акцент на нашем музее – с 1986 года, в советское время, наш музей был единственным, который представлял современное искусство. Мы всегда поддерживали это искусство, и я надеюсь, что пока мы будем существовать, будем поддерживать современное искусство. Конечно, я очень люблю и старое, и это не значит, что мы только современному уделяем внимание».
Для литовского художника Мариуса Абрамавичуса главное – свободный полет, а не свободное падение, в его работах – только женщины:
«Это свободная женщина, закрытая женщина, вольная, и что для нее есть свобода. А ворота наверху – как бы выход из этой ситуации. Можно медитировать, работы очень многослойные. Можно смотреть минуту, можно час и день, и увидеть еще что-нибудь новое. Я второй раз в "Артистериуме" и пятнадцатый раз вообще в Грузии. Я недавно написал книгу о Грузии "Записки путешественника" на литовском языке. Приезжать я приезжаю и просто, и встретиться с интересными людьми, художниками, организаторами... Вообще, сама ситуация интересная. Я рад за эту ситуацию, это все вдохновляет».
Известный грузинский фотограф Гурам Цибахашвили вместе с небольшой группой представил тему «Body memory» - «Память тела»:
«Мы решили сначала сделать журнал, и сделали, но потом решили выставить это на "Артистериуме": разобрали журнал и повесили на стенах. Пять авторов: я, Тинатин Кигурадзе, Анна Лорткипанидзе, Ира Курмаева и Саба Шенгелия. Получилась такая мини-выставка на большой выставке. Такие праздники проводятся в лучших странах мира. Я рад, что в Тбилиси тоже проводится такой праздник, и это очень важно для грузинских художников, для западных художников, это сближает людей друг с другом. Мне нравится, что существует такая сеть, которая связывает. Это как Интернет: здесь одно что-то встретишь, потом другое, это интересно. Я встретился с авторами, с которыми виделся на выставках в других странах, и еще с другими авторами здесь познакомился, это уже интересно, приятно. Я думаю, что встречи продолжатся. Эти связи очень важны для современного искусства, это дает "Артистериум"».
Поэт Коте Кубанеишвили задержался у расположенных на полу цветов из пластмассовых бутылок:
«Из выброшенных бутылок, из чего-то человек, ему не лень, сел и сделал красивую вещь. Как Параджанов. Есть потребность у человека – сделать красивое. Когда засилье чего-то уродливого, инстинктивно отвечает на это искусством. Это и есть искусство для выживания в такой среде».
В рамках выставки, которая проходит в Национальном музее и «Караван-сарае» («Карвасла»), современные художники и фотографы превращают свободное падение в полет, снабжают его деталями и находят искусство там, где другие видят лишь мусор, еду, предмет, старую выцветшую бумагу или кусок глины. Перформансы, видеофильмы, инсталляции... Люди и маски, старые советские документы, в том числе сталинского периода, вывешенные на стене, иногда с ненавязчиво приклеенным крестиком или листком дерева; черно-белое подобие иконы без главных атрибутов с броском на белый фон черной туши; флаги, фотографии и рисунки с надписями, например, такой:
«Государство стремится к одному, индивид стремится к двум» – все это и многое другое сразу дают двойной, тройной смысловой пласт, и грань художественности размывается, пересекаясь то с областью слова, то со сферой кино, то с гражданской тональностью... Безусловно, не все одинаково талантливо и самобытно, но, как известно, все самое интересное рождается именно на стыке жанров.
Слушать
Лика Мамацашвили, менеджер выставочных залов Музея истории Тбилиси, рассказала, что «Артистериум» всегда начинался в их музее:
«Исключение мы сделали в этом году, так как была очень большая программа: мы пригласили кавказцев со всего Кавказа, и нам пришлось позднее включиться. Но могу сказать, что самые хорошие выставки все-таки у нас. Вообще, я горжусь этой интернациональной выставкой. Это не фестиваль, а интернациональная выставка современного искусства. Почему всегда был акцент на нашем музее – с 1986 года, в советское время, наш музей был единственным, который представлял современное искусство. Мы всегда поддерживали это искусство, и я надеюсь, что пока мы будем существовать, будем поддерживать современное искусство. Конечно, я очень люблю и старое, и это не значит, что мы только современному уделяем внимание».
Для литовского художника Мариуса Абрамавичуса главное – свободный полет, а не свободное падение, в его работах – только женщины:
«Это свободная женщина, закрытая женщина, вольная, и что для нее есть свобода. А ворота наверху – как бы выход из этой ситуации. Можно медитировать, работы очень многослойные. Можно смотреть минуту, можно час и день, и увидеть еще что-нибудь новое. Я второй раз в "Артистериуме" и пятнадцатый раз вообще в Грузии. Я недавно написал книгу о Грузии "Записки путешественника" на литовском языке. Приезжать я приезжаю и просто, и встретиться с интересными людьми, художниками, организаторами... Вообще, сама ситуация интересная. Я рад за эту ситуацию, это все вдохновляет».
Известный грузинский фотограф Гурам Цибахашвили вместе с небольшой группой представил тему «Body memory» - «Память тела»:
«Мы решили сначала сделать журнал, и сделали, но потом решили выставить это на "Артистериуме": разобрали журнал и повесили на стенах. Пять авторов: я, Тинатин Кигурадзе, Анна Лорткипанидзе, Ира Курмаева и Саба Шенгелия. Получилась такая мини-выставка на большой выставке. Такие праздники проводятся в лучших странах мира. Я рад, что в Тбилиси тоже проводится такой праздник, и это очень важно для грузинских художников, для западных художников, это сближает людей друг с другом. Мне нравится, что существует такая сеть, которая связывает. Это как Интернет: здесь одно что-то встретишь, потом другое, это интересно. Я встретился с авторами, с которыми виделся на выставках в других странах, и еще с другими авторами здесь познакомился, это уже интересно, приятно. Я думаю, что встречи продолжатся. Эти связи очень важны для современного искусства, это дает "Артистериум"».
Поэт Коте Кубанеишвили задержался у расположенных на полу цветов из пластмассовых бутылок:
«Из выброшенных бутылок, из чего-то человек, ему не лень, сел и сделал красивую вещь. Как Параджанов. Есть потребность у человека – сделать красивое. Когда засилье чего-то уродливого, инстинктивно отвечает на это искусством. Это и есть искусство для выживания в такой среде».