СУХУМИ--Наряду с Бедийском храмом, состояние церкви Симона Кананита в Новом Афоне в очередной раз становится поводом для международного скандала. Грузинская сторона заявляет, что там ведутся незаконные археологические раскопки, и готовит обращение в ЮНЕСКО.
Храм Симона Кананита в Новом Афоне – это памятник древнего зодчества, постройка которого относится к IX-X векам. В истории этого храма было немало драматических моментов – так же как и в Бедийском, здесь обвалился купол, он был восстановлен русскими монахами в 1875 году. Однако с приходом советской власти церковь стали использовать не по назначению: сначала здесь находилось зернохранилище, позже библиотека. Храм неоднократно подвергался перестройке. По словам начальника управления охраны историко-культурного наследия Абхазии Анзора Агумаа, в ходе археологических исследований было обнаружено, что земля в том месте, где находился северный притвор храма, в советское время была перекопана, что имеет необратимые последствия.
«В советское время здесь было все уничтожено: притвор полностью разбит, в центре проходит канализация, которая была проведена, видимо, в 30-60-е годы – в разное время советского периода», - говорит Анзор Агумаа, начальник Государственного управления охраны историко-культурного наследия Абхазии.
Археологические исследования храма Симона Кананита были проведены в преддверии восстановительных работ. Сегодня, по словам Анзора Агумаа, нет возможности восстановить южный и северный притворы церкви Симона Кананита, однако фундаменты этих частей сооружения планируется законсервировать. Основная же задача – укрепить основание храма, состояние которого в некоторых местах близко к аварийному.
«Фундамент храма в некоторых местах прохудился, есть места, в которых он просто висит, поэтому нужно проводить работы по укреплению фундамента тоже», - говорит Анзор Агумаа.
Замысел восстановительных работ не ограничивается одним укреплением фундамента. Главная идея – привести окружающую храм местность в состояние, гармонирующее с изначальным положением храма. Для этого необходимо обустроить дренажную систему самой церкви и пространства вокруг нее.
«Сейчас при устройстве дренажа мы предусматриваем, что вся территория вокруг храма должна быть на уровне цоколя, т.е. немного опуститься и плавно спускаться к реке Псырцха», - рассказывает Анзор Агумаа.
Что же касается внутреннего обустройства храма, то, несмотря на нарушения в ходе эксплуатации его в советское время, под слоями штукатурки учеными были обнаружены древние фрески, которые на удивление сохранились в достаточно хорошем состоянии. Вскрытие фресок было произведено в первые послевоенные годы, затем эту работу приостановили, однако, по словам искусствоведа Сурама Сакания, еще не поздно ее возобновить.
«Мы подозреваем, что под штукатуркой имеются старые фрески византийского типа периода абхазского царства. Их необходимо начать расчищать уже сейчас, пока у нас есть свои специалисты, которые с большим трепетом отнесутся к их расчистке», – говорит Сурам Сакания.
Любой вопрос, касающийся охраны, восстановления или реставрации исторических памятников, будь то храм Симона Кананита или любое другое древнее сооружение, упирается, естественно, в финансы. Премьер-министр Абхазии Леонид Лакербая на вопрос по поводу финансирования отвечает, что, с одной стороны, государство готово всерьез заняться этой проблемой, с другой, по признанию главы правительства, количество средств, выделяемых управлению охраны историко-культурного наследия республики, смехотворно.
«Финансы предусмотрены, я даже не буду называть их объем – это смешно мне самому, но это смех сквозь слезы в данном случае. В то же время, если говорить о финансировании проводимых работ, то они не были нигде предусмотрены, но есть такие понятия, как резервные фонды - у президента и у нас (Кабинета министров), - и если найдутся те, кто сможет качественно сделать такую работу, это обязательно будет профинансировано», - говорит Леонид Лакербая
В любом случае, по словам начальника управления охраны историко-культурного наследия Абхазии Анзора Агумаа, храм Симона Кананита необходимо сохранить в первозданном виде. Это должно быть приоритетной задачей, так как, согласно преданию, именно здесь захоронены мощи одного из двенадцати апостолов.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Храм Симона Кананита в Новом Афоне – это памятник древнего зодчества, постройка которого относится к IX-X векам. В истории этого храма было немало драматических моментов – так же как и в Бедийском, здесь обвалился купол, он был восстановлен русскими монахами в 1875 году. Однако с приходом советской власти церковь стали использовать не по назначению: сначала здесь находилось зернохранилище, позже библиотека. Храм неоднократно подвергался перестройке. По словам начальника управления охраны историко-культурного наследия Абхазии Анзора Агумаа, в ходе археологических исследований было обнаружено, что земля в том месте, где находился северный притвор храма, в советское время была перекопана, что имеет необратимые последствия.
«В советское время здесь было все уничтожено: притвор полностью разбит, в центре проходит канализация, которая была проведена, видимо, в 30-60-е годы – в разное время советского периода», - говорит Анзор Агумаа, начальник Государственного управления охраны историко-культурного наследия Абхазии.
Археологические исследования храма Симона Кананита были проведены в преддверии восстановительных работ. Сегодня, по словам Анзора Агумаа, нет возможности восстановить южный и северный притворы церкви Симона Кананита, однако фундаменты этих частей сооружения планируется законсервировать. Основная же задача – укрепить основание храма, состояние которого в некоторых местах близко к аварийному.
«Фундамент храма в некоторых местах прохудился, есть места, в которых он просто висит, поэтому нужно проводить работы по укреплению фундамента тоже», - говорит Анзор Агумаа.
Замысел восстановительных работ не ограничивается одним укреплением фундамента. Главная идея – привести окружающую храм местность в состояние, гармонирующее с изначальным положением храма. Для этого необходимо обустроить дренажную систему самой церкви и пространства вокруг нее.
«Сейчас при устройстве дренажа мы предусматриваем, что вся территория вокруг храма должна быть на уровне цоколя, т.е. немного опуститься и плавно спускаться к реке Псырцха», - рассказывает Анзор Агумаа.
Что же касается внутреннего обустройства храма, то, несмотря на нарушения в ходе эксплуатации его в советское время, под слоями штукатурки учеными были обнаружены древние фрески, которые на удивление сохранились в достаточно хорошем состоянии. Вскрытие фресок было произведено в первые послевоенные годы, затем эту работу приостановили, однако, по словам искусствоведа Сурама Сакания, еще не поздно ее возобновить.
«Мы подозреваем, что под штукатуркой имеются старые фрески византийского типа периода абхазского царства. Их необходимо начать расчищать уже сейчас, пока у нас есть свои специалисты, которые с большим трепетом отнесутся к их расчистке», – говорит Сурам Сакания.
Любой вопрос, касающийся охраны, восстановления или реставрации исторических памятников, будь то храм Симона Кананита или любое другое древнее сооружение, упирается, естественно, в финансы. Премьер-министр Абхазии Леонид Лакербая на вопрос по поводу финансирования отвечает, что, с одной стороны, государство готово всерьез заняться этой проблемой, с другой, по признанию главы правительства, количество средств, выделяемых управлению охраны историко-культурного наследия республики, смехотворно.
«Финансы предусмотрены, я даже не буду называть их объем – это смешно мне самому, но это смех сквозь слезы в данном случае. В то же время, если говорить о финансировании проводимых работ, то они не были нигде предусмотрены, но есть такие понятия, как резервные фонды - у президента и у нас (Кабинета министров), - и если найдутся те, кто сможет качественно сделать такую работу, это обязательно будет профинансировано», - говорит Леонид Лакербая
В любом случае, по словам начальника управления охраны историко-культурного наследия Абхазии Анзора Агумаа, храм Симона Кананита необходимо сохранить в первозданном виде. Это должно быть приоритетной задачей, так как, согласно преданию, именно здесь захоронены мощи одного из двенадцати апостолов.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия