СУХУМИ---Минувшим вечером в Госфилармонии выступил музыкант мирового уровня альтист Юрий Башмет со своим камерным оркестром «Солисты Москвы». Более полутора часов длился концерт. Вместе с оркестром выступили дочь маэстро, известная пианистка Ксения Башмет, а также молодая, но уже известная во всем мире скрипачка Алена Баева. Выступление прошло в рамках нового культурного сезона «Россия - Абхазия 2012».
Сухумская Госфилармония – место, где встречаются представители, пожалуй, всех кругов абхазского общества: от президента до простого студента. Объединяет их любовь к классической музыке. 9 февраля в зале филармонии снова был аншлаг. Нарядные дамы и элегантные кавалеры собрались здесь, чтобы послушать первого альтиста мира Юрия Башмета.
В руках у Башмета - инструмент итальянского мастера Паоло Тесторе, изготовленный в Милане в 1758 году. С 1972 года он не расстается с этим альтом.
Маэстро и его оркестр «Солисты Москвы» на этой неделе выступали в Сочи в рамках традиционного зимнего фестиваля. Сухумский концерт – отступление от жесткого графика Юрия Башмета. Но, как рассказал знаменитый музыкант, он не раздумывал ни минуты над предложением съездить в Абхазию, так как помнит еще довоенную летнюю культурную столицу Советского Союза.
«У вас я часто отдыхал. И в Пицунду ездил, я помню, и в Гаграх отдыхал. В Пицунде был чудный фестиваль музыкальный. Пространство культурное, которое было в Советском Союзе… я испытываю по этому пространству некую ностальгию. Находясь здесь на сцене сегодня, я вообще забыл, что мы разные сегодня страны », - рассказывает Юрий Башмет.
Первым альтистом мира Башмета в первую очередь зовут, подчеркивая мастерство музыканта. На самом же деле причина еще и в том, что Юрий Башмет первым вывел альт из оркестра, исполняя соло на этом инструменте. Теоретики искусства называют Башмета творцом биографии альта.
«До Башмета альт был второстепенным инструментом в составе оркестра, никто не предполагал возможности этого инструмента. Благодаря Юрию Башмету на концертной эстраде появился новый инструмент, обладающий неповторимым тембром. Башмету посвящали свои сочинения все выдающиеся композиторы двадцатого столетия. Это и Шнитке и Губайдуллина», - рассказывает искусствовед Эсма Джения.
Камерному оркестру «Солисты Москвы» в этом году исполнилось 20 лет. Это его второй состав. Первый был образован в далеком 86-м году, но его музыканты остались во Франции. Дело в том, что в 91-м году «солисты» гастролировали в Монпелье, и после распада СССР решили не возвращаться на родину, что было неприемлемо для Башмета. Он отказался от руководства артистами оркестра, и вернулся в Москву.
«Вот родился, живешь и никого не предаешь. Потому что все, кто уехали, в конце концов, в глубине души, - страдающие люди, даже те, у кого все в полном порядке. В другой стране они все равно чувствуют себя неполноценными в каком-то смысле», - говорит Юрий Башмет.
Вместе с «Солистами Москвы» выступила известная скрипачка Алена Баева. С пяти лет девушка не расстается с музыкальным инструментом. Сегодня в ее распоряжении скрипка Страдивари. Алена взяла ее в аренду из государственной коллекции. Такая практика существует, но чтобы попользоваться шедевром скрипичного мастера, нужно быть как минимум выдающимся музыкантом. Не всякому под силу подстроиться под характер старинного инструмента.
«Этот инструмент очень хороший. Верхняя дека сделана может быть сыновьями или учениками Страдивари, а нижняя самим Страдивари. Очень многому учишься у такого инструмента. Потому что старые скрипки, они все разные, они все звучат по-своему, и к ним нужен особый подход. Инструменталист притирается к инструменту, и очень много интересного происходит, много открытий», - рассказывает Алена Баева.
Двадцать один год Алена и скрипка неразлучны. Их связывают особые отношения, это видно. Рождение музыки – таинство. И так велика сила звука, что, кажется, стены филармонии готовы разойтись, так тесно мелодии в этом замкнутом пространстве.
Госфилармония привыкла принимать звезд мировой величины, но, тем не менее, каждый концерт классической музыки в Сухуме становится праздником. Это значит, что оживают старые традиции, и Абхазия, как и прежде, становится привлекательной для выдающихся деятелей мирового искусства.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Сухумская Госфилармония – место, где встречаются представители, пожалуй, всех кругов абхазского общества: от президента до простого студента. Объединяет их любовь к классической музыке. 9 февраля в зале филармонии снова был аншлаг. Нарядные дамы и элегантные кавалеры собрались здесь, чтобы послушать первого альтиста мира Юрия Башмета.
В руках у Башмета - инструмент итальянского мастера Паоло Тесторе, изготовленный в Милане в 1758 году. С 1972 года он не расстается с этим альтом.
Маэстро и его оркестр «Солисты Москвы» на этой неделе выступали в Сочи в рамках традиционного зимнего фестиваля. Сухумский концерт – отступление от жесткого графика Юрия Башмета. Но, как рассказал знаменитый музыкант, он не раздумывал ни минуты над предложением съездить в Абхазию, так как помнит еще довоенную летнюю культурную столицу Советского Союза.
«У вас я часто отдыхал. И в Пицунду ездил, я помню, и в Гаграх отдыхал. В Пицунде был чудный фестиваль музыкальный. Пространство культурное, которое было в Советском Союзе… я испытываю по этому пространству некую ностальгию. Находясь здесь на сцене сегодня, я вообще забыл, что мы разные сегодня страны », - рассказывает Юрий Башмет.
Первым альтистом мира Башмета в первую очередь зовут, подчеркивая мастерство музыканта. На самом же деле причина еще и в том, что Юрий Башмет первым вывел альт из оркестра, исполняя соло на этом инструменте. Теоретики искусства называют Башмета творцом биографии альта.
«До Башмета альт был второстепенным инструментом в составе оркестра, никто не предполагал возможности этого инструмента. Благодаря Юрию Башмету на концертной эстраде появился новый инструмент, обладающий неповторимым тембром. Башмету посвящали свои сочинения все выдающиеся композиторы двадцатого столетия. Это и Шнитке и Губайдуллина», - рассказывает искусствовед Эсма Джения.
Камерному оркестру «Солисты Москвы» в этом году исполнилось 20 лет. Это его второй состав. Первый был образован в далеком 86-м году, но его музыканты остались во Франции. Дело в том, что в 91-м году «солисты» гастролировали в Монпелье, и после распада СССР решили не возвращаться на родину, что было неприемлемо для Башмета. Он отказался от руководства артистами оркестра, и вернулся в Москву.
«Вот родился, живешь и никого не предаешь. Потому что все, кто уехали, в конце концов, в глубине души, - страдающие люди, даже те, у кого все в полном порядке. В другой стране они все равно чувствуют себя неполноценными в каком-то смысле», - говорит Юрий Башмет.
Вместе с «Солистами Москвы» выступила известная скрипачка Алена Баева. С пяти лет девушка не расстается с музыкальным инструментом. Сегодня в ее распоряжении скрипка Страдивари. Алена взяла ее в аренду из государственной коллекции. Такая практика существует, но чтобы попользоваться шедевром скрипичного мастера, нужно быть как минимум выдающимся музыкантом. Не всякому под силу подстроиться под характер старинного инструмента.
«Этот инструмент очень хороший. Верхняя дека сделана может быть сыновьями или учениками Страдивари, а нижняя самим Страдивари. Очень многому учишься у такого инструмента. Потому что старые скрипки, они все разные, они все звучат по-своему, и к ним нужен особый подход. Инструменталист притирается к инструменту, и очень много интересного происходит, много открытий», - рассказывает Алена Баева.
Двадцать один год Алена и скрипка неразлучны. Их связывают особые отношения, это видно. Рождение музыки – таинство. И так велика сила звука, что, кажется, стены филармонии готовы разойтись, так тесно мелодии в этом замкнутом пространстве.
Госфилармония привыкла принимать звезд мировой величины, но, тем не менее, каждый концерт классической музыки в Сухуме становится праздником. Это значит, что оживают старые традиции, и Абхазия, как и прежде, становится привлекательной для выдающихся деятелей мирового искусства.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия