На прошлой неделе в Грузии в очередной раз вспомнили события, произошедшие в Тбилиси 9 марта 1956 года, когда в столице ГССР прошли митинги студенческой молодежи, недовольной решениями 22-го съезда КПСС и развенчанием культа личности Сталина. Против митингующих было применено оружие, в результате были убиты несколько десятков человек, а акция подавлена с максимальной жестокостью.
В списке событий, имеющих сакральное значение для грузинской общественности, 9 марта находится рядом с митингами 14 апреля 1979 года в защиту конституционного статуса грузинского языка и разгоном акции 9 апреля 1989 года. Такая точка зрения уже прижилась и стала общепринятой.
Однако стоит посмотреть на трагедию 9 марта более объективным взглядом, как сразу станет ясно, что у нее нет ничего общего ни с 14, ни с 9 апреля. В 79-м и 89-м годах общественность Грузии отстаивала интересы, которые – со скидкой на неопытность и советский инфантилизм – можно назвать национальными. В частности, благодаря масштабным выступлениям 14 апреля стране удалось отстоять грузинский язык в качестве официального, а жестокий разгон сугубо мирной акции 9 апреля сделал возможным обретение страной независимости. Не секрет, что до 9 апреля требование о выходе из состава СССР было прерогативой главным образом студенческой молодежи и диссидентов-радикалов. Лишь после 9 апреля эта идея стала всеобщей и доминирующей.
Ничего похожего не было 9 марта 1956 года. Это не была акция свободолюбивых людей, борющихся за свои права, как иногда хотят преподнести пропагандисты – в реальности это было стадо баранов, недовольных тем, что кто-то посмел покуситься на незыблемый авторитет верховного пастуха. 9 марта – это триумф мелко-провинциального национализма, когда тысячи людей вышли на улицы по одной единственной причине: «Нашего Сосо обидели!!!!». Разумеется, это ни в коей мере не оправдывает жестокий кровавый разгон демонстрации в Тбилиси. Но то, что с митингующими обошлись несправедливо, вовсе не означает, что они не бараны. Как гласит известная поговорка – «Даже если вы параноик, это не значит, что вас никто не преследует».
Мне кажется, что события 9 марта вовсе не красят Грузию, жители которой в тот день реально выступили в защиту кровавого сталинского режима, причем не из каких-либо идейных соображений или особой выгоды для себя (любимая тема абхазских, осетинских и российских форумчан), а исключительно из соображений национальной принадлежности вождя. Той самой принадлежности, на которую ему самому с высоты своего положения, было глубоко наплевать.
Вообще же сталинизм занимает особое место в грузинской истории – именно в период Иосифа Виссарионовича грузины идентифицировали СССР как свою страну. Ни до, ни после его 32-летнего правления такого ощущения у наших людей не было.
В ленинское время метрополию ненавидели – и не только, и даже не столько из соображений свободолюбия, сколько из-за конфискации имущества и отбора земель. Грузины даже тогда, как и сейчас, в массе своей являлись индивидуалистами, и общинное сознание для наших людей было совсем нехарактерно.
После Сталина было иначе: СССР презирали, над официальными идеями посмеивались, а в коммунизм и государственную собственность не верили даже в теории. В Грузии брежневского периода самым оскорбительным вопросом было – «Ты что, коммунист, что ли?» (имелось в виду не членство в КПСС, к которому все стремились, а восприимчивость к официальной идеологии).
Кстати, у меня в школе был учитель истории Вахтанг Ласурия, который как-то пафосно воскликнул на уроке – «Да, я коммунист!!» - чем вызвал плохо скрываемые насмешки со стороны всего класса...
Одним словом, в брежневское время Грузия жила по принципу «Если не можете предотвратить изнасилование, то расслабьтесь, и попытайтесь получить удовольствие». В этой системе ценностей СССР воспринимался, как дойная корова, позволяющая распиливать «бабло», строить большие дома, покупать «Жигули» и «Волги», посылать своих придурковатых отпрысков учиться в Россию (там дешевле), гулять с поднятыми носами по московским улицам, щипать за ягодицы тамошних девушек, и т.д. – примерно так, как это делают сегодня жители Северного Кавказа.
Но именно в сталинский период – в первый и в последний раз за весь период нахождения Грузии в составе не только СССР, но и Российской империи – среднестатистический грузин воспринимал Советский Союз как свою страну. По-настоящему, не напоказ и не на первомайской демонстрации. Не это ли признак глубокого провинциализма – оценивать ту или иную страну по национальному происхождению лидера?
Прошло уже много десятилетий, а сталинизм по-прежнему остается серьезной силой в поколении не только дедов (что было бы понятно), но и отцов в сегодняшней Грузии. Причем дело иногда доходит до совершенного маразма – один и тот же человек может выпить один тост за вождя, а второй – за независимую Грузию и православие. И как эти противоположности мирно уживаются в одной башке – вероятно, вопрос к психологам, если не к психиатрам....
Даже в молодом поколении, которое отрицательно относится к Сталину, преобладает мысль, что он, конечно, был гадиной редкой, но при этом – великим политиком. Как объяснить людям, что не может считаться великим политик, построивший в стране систему, которая без него недееспособна? И что великие политики строят государства и создают системы, которые переживут их на столетия – как, к примеру, Ата-Тюрк, построивший новую страну, в настоящее время занимающую 15-е место в мире по экономической мощи. Вот это – великий политик!
Так что, на мой взгляд, нужно прекращать эти стенания по поводу событий 9 марта и не стоит забывать, что участников тогдашних событий убила система, которую они защищали, система, строителем которой и был обожаемый ими Сталин.
Не думаю, что нам, грузинам сегодняшнего дня, пытающимся присоединиться к цивилизованному миру, стоит особо гордиться теми жертвами...
В списке событий, имеющих сакральное значение для грузинской общественности, 9 марта находится рядом с митингами 14 апреля 1979 года в защиту конституционного статуса грузинского языка и разгоном акции 9 апреля 1989 года. Такая точка зрения уже прижилась и стала общепринятой.
Однако стоит посмотреть на трагедию 9 марта более объективным взглядом, как сразу станет ясно, что у нее нет ничего общего ни с 14, ни с 9 апреля. В 79-м и 89-м годах общественность Грузии отстаивала интересы, которые – со скидкой на неопытность и советский инфантилизм – можно назвать национальными. В частности, благодаря масштабным выступлениям 14 апреля стране удалось отстоять грузинский язык в качестве официального, а жестокий разгон сугубо мирной акции 9 апреля сделал возможным обретение страной независимости. Не секрет, что до 9 апреля требование о выходе из состава СССР было прерогативой главным образом студенческой молодежи и диссидентов-радикалов. Лишь после 9 апреля эта идея стала всеобщей и доминирующей.
Ничего похожего не было 9 марта 1956 года. Это не была акция свободолюбивых людей, борющихся за свои права, как иногда хотят преподнести пропагандисты – в реальности это было стадо баранов, недовольных тем, что кто-то посмел покуситься на незыблемый авторитет верховного пастуха. 9 марта – это триумф мелко-провинциального национализма, когда тысячи людей вышли на улицы по одной единственной причине: «Нашего Сосо обидели!!!!». Разумеется, это ни в коей мере не оправдывает жестокий кровавый разгон демонстрации в Тбилиси. Но то, что с митингующими обошлись несправедливо, вовсе не означает, что они не бараны. Как гласит известная поговорка – «Даже если вы параноик, это не значит, что вас никто не преследует».
Мне кажется, что события 9 марта вовсе не красят Грузию, жители которой в тот день реально выступили в защиту кровавого сталинского режима, причем не из каких-либо идейных соображений или особой выгоды для себя (любимая тема абхазских, осетинских и российских форумчан), а исключительно из соображений национальной принадлежности вождя. Той самой принадлежности, на которую ему самому с высоты своего положения, было глубоко наплевать.
Вообще же сталинизм занимает особое место в грузинской истории – именно в период Иосифа Виссарионовича грузины идентифицировали СССР как свою страну. Ни до, ни после его 32-летнего правления такого ощущения у наших людей не было.
В ленинское время метрополию ненавидели – и не только, и даже не столько из соображений свободолюбия, сколько из-за конфискации имущества и отбора земель. Грузины даже тогда, как и сейчас, в массе своей являлись индивидуалистами, и общинное сознание для наших людей было совсем нехарактерно.
После Сталина было иначе: СССР презирали, над официальными идеями посмеивались, а в коммунизм и государственную собственность не верили даже в теории. В Грузии брежневского периода самым оскорбительным вопросом было – «Ты что, коммунист, что ли?» (имелось в виду не членство в КПСС, к которому все стремились, а восприимчивость к официальной идеологии).
Кстати, у меня в школе был учитель истории Вахтанг Ласурия, который как-то пафосно воскликнул на уроке – «Да, я коммунист!!» - чем вызвал плохо скрываемые насмешки со стороны всего класса...
Одним словом, в брежневское время Грузия жила по принципу «Если не можете предотвратить изнасилование, то расслабьтесь, и попытайтесь получить удовольствие». В этой системе ценностей СССР воспринимался, как дойная корова, позволяющая распиливать «бабло», строить большие дома, покупать «Жигули» и «Волги», посылать своих придурковатых отпрысков учиться в Россию (там дешевле), гулять с поднятыми носами по московским улицам, щипать за ягодицы тамошних девушек, и т.д. – примерно так, как это делают сегодня жители Северного Кавказа.
Но именно в сталинский период – в первый и в последний раз за весь период нахождения Грузии в составе не только СССР, но и Российской империи – среднестатистический грузин воспринимал Советский Союз как свою страну. По-настоящему, не напоказ и не на первомайской демонстрации. Не это ли признак глубокого провинциализма – оценивать ту или иную страну по национальному происхождению лидера?
Прошло уже много десятилетий, а сталинизм по-прежнему остается серьезной силой в поколении не только дедов (что было бы понятно), но и отцов в сегодняшней Грузии. Причем дело иногда доходит до совершенного маразма – один и тот же человек может выпить один тост за вождя, а второй – за независимую Грузию и православие. И как эти противоположности мирно уживаются в одной башке – вероятно, вопрос к психологам, если не к психиатрам....
Даже в молодом поколении, которое отрицательно относится к Сталину, преобладает мысль, что он, конечно, был гадиной редкой, но при этом – великим политиком. Как объяснить людям, что не может считаться великим политик, построивший в стране систему, которая без него недееспособна? И что великие политики строят государства и создают системы, которые переживут их на столетия – как, к примеру, Ата-Тюрк, построивший новую страну, в настоящее время занимающую 15-е место в мире по экономической мощи. Вот это – великий политик!
Так что, на мой взгляд, нужно прекращать эти стенания по поводу событий 9 марта и не стоит забывать, что участников тогдашних событий убила система, которую они защищали, система, строителем которой и был обожаемый ими Сталин.
Не думаю, что нам, грузинам сегодняшнего дня, пытающимся присоединиться к цивилизованному миру, стоит особо гордиться теми жертвами...