ТБИЛИСИ---Недавно на «Фейсбуке» распространили монтаж двух фото, снятых перед зданием парламента Грузии, где время от времени решалась судьба страны: слева кадр 1992 года, где изображены боевики с автоматами; справа - на том же месте - развевается многоцветное знамя сексуальных меньшинств.
В современном мире защита прав сексуальных меньшинств (их активисты хотят, чтобы их называли аббревиатурой ЛГБТ) касается не только этой сравнительно малочисленной группы, но стала неким пробным камнем для оценки того, насколько общество свободно. Созданы правила игры: геи стараются раздражать и провоцировать общество, а оно должно показывать, что совсем не раздражается. С другой стороны, когда в различных странах традиционалисты пугают свои общества растлением нравов, которое принесет западный либерализм, их любимая страшилка: «вы что, гей парады тут хотите устраивать?!»
Грузия – достаточно консервативное общество в области сексуальных нравов. Например, здесь все еще дебатируют, правильно ли иметь секс до брака – на Западе это было актуально лет сорок назад. Во времена правления Шеварднадзе пресса могла писать что угодно, но никому не приходило в голову защищать права сексуальных меньшинств. Я не помню случаев, когда кто-то публично говорил: я - гомосексуал. Но помню другой: в один прекрасный день одна бульварная газета написала, что секретарь Совета безопасности Нугзар Саджая, очень влиятельный человек в правительстве того времени, «такой». Через несколько минут после того, как ему в кабинет занесли утренние газеты, оттуда раздался звук выстрела: Саджая покончил с собой. Всем было ясно, почему, но пресса тактично избегала обсуждения реальной причины самоубийства, отделываясь туманными намеками.
Когда появилась альтернатива режиму Шеварднадзе в виде молодых западников под лидерством Саакашвили, активистам протестного движения «Кмара» подсунули листовки в защиту прав гомосексуалов – посчитали, что это станет серьезной дискредитацией последних (правда, провокация не сработала). «Радио 105», которое прославилось социальной сатирой (а также издевательствами над правительством), крутило иронический арт: «Спрячьте мужиков, пидарасы идут!» Вот и доигрались.
Правительство Михаила Саакашвили никак не проявило себя защитой прав сексуальных меньшинств – слишком уж неблагодарное это дело. Активисты сообщества часто критикуют власти. Когда пару лет назад полиция провела рейд в НПО, представляющем сообщество ЛГБТ (искали наркотики), правительство сразу обвинили в гомофобии. Но факт, что именно после «Революции роз» ситуация стала меняться.
Представители сексуальных меньшинств стали «выходить из клозета», т. е. открыто говорить о своей ориентации, в том числе с телеэкрана (пусть пока немногие); появились НПО, которые занимаются защитой прав сексуальных меньшинств. Консерваторы – особенно связанные с церковью – заволновались. Несколько раз распустили слухи, что – упаси боже – плохие люди собираются устроить гей-парад, а в Батуми даже организовали акцию в знак протеста против такой идеи (хотя активисты меньшинств утверждают, что тогда ничего подобного не собирались устраивать).
Наконец, 17-го мая сообщество осмелело настолько, что устроило небольшое уличное шествие против гомофобии. Далеко не дошли: через квартал их остановили активисты другой организации – Общества православных родителей, известного ретивой защитой веры и отечества, и несколько священников. Все закончилось дракой, которую находящаяся там же полиция предотвращать особенно не старалась.
Действия религиозных экстремистов, и особенно бездействие полиции вызвало протест части общества (включая многих из тех, кого причисляют к сторонникам власти). Через два дня была другая немногочисленная акция против религиозного экстремизма, уже перед зданием парламента. Именно она отображена на той самой фотографии, с описания которой я начал эту статью. На этот раз никто никого не бил, и вскоре люди мирно разошлись.
Что мы получили в итоге? По опросам, 90 процентов респондентов отрицательно относится к сексуальным меньшинствам. Типично мнение, что пусть кто что хочет делает, но зачем же высовываться? После описанного инцидента оппозиционная Христианско-демократическая партия внесла пакет поправок к Конституции, запрещающих представителям сексуальных меньшинств «пропагандировать аморальность» и не ограничивающих их в праве занимать высокие государственные посты. Есть и более крутые: известный кинорежиссер Гига Лорткипанидзе недавно хвалил Гитлера за то, что тот «пидарасов» топил в море.
Тем не менее – «процесс пошел». Изменение отношения к сексуальным меньшинствам – процесс болезненный и эмоциональный, он нигде не проходит легко. Страна меняется и в этом направлении – хотя, похоже, говорить об этом вслух пока не выгодно никому, кроме тех, кто обвиняет власти в ее моральном растлении.
В современном мире защита прав сексуальных меньшинств (их активисты хотят, чтобы их называли аббревиатурой ЛГБТ) касается не только этой сравнительно малочисленной группы, но стала неким пробным камнем для оценки того, насколько общество свободно. Созданы правила игры: геи стараются раздражать и провоцировать общество, а оно должно показывать, что совсем не раздражается. С другой стороны, когда в различных странах традиционалисты пугают свои общества растлением нравов, которое принесет западный либерализм, их любимая страшилка: «вы что, гей парады тут хотите устраивать?!»
Грузия – достаточно консервативное общество в области сексуальных нравов. Например, здесь все еще дебатируют, правильно ли иметь секс до брака – на Западе это было актуально лет сорок назад. Во времена правления Шеварднадзе пресса могла писать что угодно, но никому не приходило в голову защищать права сексуальных меньшинств. Я не помню случаев, когда кто-то публично говорил: я - гомосексуал. Но помню другой: в один прекрасный день одна бульварная газета написала, что секретарь Совета безопасности Нугзар Саджая, очень влиятельный человек в правительстве того времени, «такой». Через несколько минут после того, как ему в кабинет занесли утренние газеты, оттуда раздался звук выстрела: Саджая покончил с собой. Всем было ясно, почему, но пресса тактично избегала обсуждения реальной причины самоубийства, отделываясь туманными намеками.
Когда появилась альтернатива режиму Шеварднадзе в виде молодых западников под лидерством Саакашвили, активистам протестного движения «Кмара» подсунули листовки в защиту прав гомосексуалов – посчитали, что это станет серьезной дискредитацией последних (правда, провокация не сработала). «Радио 105», которое прославилось социальной сатирой (а также издевательствами над правительством), крутило иронический арт: «Спрячьте мужиков, пидарасы идут!» Вот и доигрались.
Правительство Михаила Саакашвили никак не проявило себя защитой прав сексуальных меньшинств – слишком уж неблагодарное это дело. Активисты сообщества часто критикуют власти. Когда пару лет назад полиция провела рейд в НПО, представляющем сообщество ЛГБТ (искали наркотики), правительство сразу обвинили в гомофобии. Но факт, что именно после «Революции роз» ситуация стала меняться.
Представители сексуальных меньшинств стали «выходить из клозета», т. е. открыто говорить о своей ориентации, в том числе с телеэкрана (пусть пока немногие); появились НПО, которые занимаются защитой прав сексуальных меньшинств. Консерваторы – особенно связанные с церковью – заволновались. Несколько раз распустили слухи, что – упаси боже – плохие люди собираются устроить гей-парад, а в Батуми даже организовали акцию в знак протеста против такой идеи (хотя активисты меньшинств утверждают, что тогда ничего подобного не собирались устраивать).
Наконец, 17-го мая сообщество осмелело настолько, что устроило небольшое уличное шествие против гомофобии. Далеко не дошли: через квартал их остановили активисты другой организации – Общества православных родителей, известного ретивой защитой веры и отечества, и несколько священников. Все закончилось дракой, которую находящаяся там же полиция предотвращать особенно не старалась.
Действия религиозных экстремистов, и особенно бездействие полиции вызвало протест части общества (включая многих из тех, кого причисляют к сторонникам власти). Через два дня была другая немногочисленная акция против религиозного экстремизма, уже перед зданием парламента. Именно она отображена на той самой фотографии, с описания которой я начал эту статью. На этот раз никто никого не бил, и вскоре люди мирно разошлись.
Что мы получили в итоге? По опросам, 90 процентов респондентов отрицательно относится к сексуальным меньшинствам. Типично мнение, что пусть кто что хочет делает, но зачем же высовываться? После описанного инцидента оппозиционная Христианско-демократическая партия внесла пакет поправок к Конституции, запрещающих представителям сексуальных меньшинств «пропагандировать аморальность» и не ограничивающих их в праве занимать высокие государственные посты. Есть и более крутые: известный кинорежиссер Гига Лорткипанидзе недавно хвалил Гитлера за то, что тот «пидарасов» топил в море.
Тем не менее – «процесс пошел». Изменение отношения к сексуальным меньшинствам – процесс болезненный и эмоциональный, он нигде не проходит легко. Страна меняется и в этом направлении – хотя, похоже, говорить об этом вслух пока не выгодно никому, кроме тех, кто обвиняет власти в ее моральном растлении.