Accessibility links

В Женеве опять без изменений


Серги Капанадзе
Серги Капанадзе
ПРАГА---В Женеве завершился 20-й раунд дискуссий по безопасности на Южном Кавказе. Как оценивает его грузинская сторона? Сразу после завершения дискуссий мы связались с руководителем тбилисской делегации, заместителем главы МИДа Грузии Серги Капанадзе.

Кети Бочоришвили:
Насколько нам известно, самые бурные дискуссии должны были развиваться вокруг термина «оккупированные территории», и отношение всех сторон к этому термину нам известны. После сегодняшнего раунда что-нибудь изменилось?

Серги Капанадзе: Я бы не сказал, что что-либо изменилось, все участники остались на своих позициях, ничего нового нет. Интересно было то, что у нас прошла информационная сессия, на которую были приглашены известные международные эксперты, которые работают в той области международного права, которая занимается оккупацией. И мы считаем, что эксперты, которые говорили, в каких случаях бывает оккупация, своими разъяснениями подтвердили, что и Абхазия, и Южная Осетия действительно являются оккупированными. Конечно, они не говорили об этом прямо, но те объяснения, которые они давали, мы думаем, способствуют именно такому раскладу вещей. А наша позиция остается неизменной (местами это не только наша позиция, но и позиция многих других государств, в том числе и Европарламента, Конгресса Соединенных Штатов и других международных организаций), что и впрямь эти территории оккупированы, потому что там нелегально находятся вооруженные силы Российской Федерации, - это, во-первых, а во-вторых, потому что Россия осуществляет эффективный контроль над этими двумя территориями и теми режимами, которые действуют в Цхинвали и Сухуми. Скорее всего, все останутся на своих позициях, но мы считаем, что для нас это была важная дискуссия, так как у нас появилось еще больше аргументов, чем было до этой информационной сессии. Наивно было бы ожидать, что после этой информационной сессии кто-либо изменит свою позицию, свою точку зрения и перейдет на позицию другой стороны. Все остаются на своих позициях, у всех свои интересы, но мы считаем, что это был хороший опыт (эта дискуссия), так как, во-первых, у участников была возможность поделиться своим мнением с другими участниками, а во-вторых, мы имели возможность выслушать международных экспертов, которые предъявили свои объяснения, свои критерии, оценки по вопросу того, что является оккупацией.

Слушать
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:59 0:00
Скачать


Кети Бочоришвили: А какие еще вопросы обсуждались? Не была ли затронута проблема, связанная с Анджеем Тышкевичем, главой наблюдателей Евросоюза? Или проблемы Гальского района, которые связаны с последними убийствами на этой территории?

Серги Капанадзе: Безусловно, это были одни из главных вопросов, которые мы рассматривали. Но вопрос оккупации не был детально рассмотрен на главной сессии, была информационная сессия 7 июня, и тогда мы обсудили вопросы оккупации. Что касается основного времени, то сегодня мы уже обсуждали главные вопросы, в том числе и вопросы, о которых вы говорили. В частности, вопрос, связанный с ситуацией, которая сложилась в результате того, что Москва и Сухуми пытаются сорвать переговоры в рамках МПРИ, объявив господина Тышкевича персоной нон-грата. У нас были сегодня переговоры по этому поводу, очень много времени посвятили этому вопросу. Мы считаем, что этот вопрос должен быть решен в ближайшее время, потому что, если мы потеряем время и не сможем согласовать условия следующей встречи в рамках МПРИ, то есть большой риск того, что этот механизм сорвется, и мы не сможем продолжить работу. Это не входит в интересы ни одной из сторон. Но ситуация остается такой же, какой она была, никакого прогресса мы не смогли достичь, но я считаю, что работа будет продолжаться, и я надеюсь, что сопредседатели найдут варианты, которые будут приемлемы для всех сторон.

Кети Бочоришвили: После выборов в де-факто республике Южная Осетия и формирования нового правительства никто не сменился и в представительстве этой стороны на Женевских дискуссиях. Означает ли это, что неизменной осталась позиция югоосетинских делегатов по всем обсуждаемым вопросам?

Серги Капанадзе: У нас уже давно выработана позиция, что всякие изменения в составах участников как бы ничего не меняют, потому что главной тут является все-таки Москва, и все эти вопросы, к сожалению, решаются Москвой. Поэтому не имеет большого значения, кто представляет Цхинвали и Сухуми на этих переговорах.

Кети Бочоришвили: Ну и, подытожив, можно сказать, что грузинская сторона недовольна сегодняшним раундом.

Серги Капанадзе: Конечно, мы не довольны, потому что по всем вопросам, которые я обсудил с вами, пока нет, к сожалению, прогресса. Поэтому у нас нет права быть довольными, пока не будет конкретных решений. На этом этапе решений нет, так же, как и по вопросу, который мы обсудили, но который пока не дает прогресса, – это вопрос о неприменении силы со стороны Российской Федерации. Это очень важный вопрос для нас. Особенно потому, что, как вы знаете, в сентябре этого года намечены военные учения «Кавказ-2012», и мы пока не знаем, как будут развиваться события. То есть сначала нас заверяли, что те базы, которые находятся на территории Грузии, то есть в Абазии и Южной Осетии, не будут принимать участие в учениях, потом были другие информации из разных источников. Поэтому мы считаем, что это один из тех вопросов, который надо еще обсудить. Мы считаем, что одним из выходов из этой ситуации является взятие Россией обязательства не применять силу против Грузии.
XS
SM
MD
LG