ТБИЛИСИ---Баллончик с краской и трафарет. Это все, что нужно 23-летней девушке (назовем ее Ани), чтобы выразить свое отношение к окружающему ее миру. Несколько последних лет, когда город уже крепко спит, Ани и ее друзья регулярно выходят на улицу, чтобы оставить небольшой рисунок на стенах столичных домов.
Все началось в августе 2008 года, вскоре после окончания войны с Россией. В Тбилиси стали появляться граффити с изображением Владимира Путина и с нецензурным вердиктом под ним – «Fuck!»
Такой способ выразить свою позицию, что называется, «зацепил» Ани. Ей захотелось попробовать. На стене ее тесной квартиры в центре города все еще можно увидеть рисунок танка с российскими солдатами: на гусеничную громадину навалены велосипеды и домашняя утварь жителей Гори:
«Ничего особенного я этим сказать не хотела. Просто хотела посмеяться: солдаты используют танки, чтобы утащить велосипеды, - ну разве это не смешно?!»
В жаркие дни августа Ани рисовала на стенах тбилисских домов истребители, сбрасывающие бомбы на маленьких детей. Этих рисунков в городе уже не найти. Их закрасили недовольные хозяева.
Такая судьба рано или поздно постигает большинство граффити. Редко рисунок «живет» на стене больше недели. В Тбилиси пока только привыкают к этому новому явлению, и мало кто видит в нем что-то высокое и духовное. В основном его считают хулиганством или просто мазней подростков-неформалов.
Пренебрежение к ее рисункам Ани не обижает. Она вообще довольно замкнутый человек, не проявляющий эмоции. Ани не считает необходимым разгребать свой внутренний сумбур и как-то объясняться по этому поводу.
Одного взгляда на эту девушку достаточно, чтобы понять, насколько она презирает нормы общественного этикета. Грязные потертые кеды. Широкая черная майка и шорты на худощавом теле. Курчавая челка на пол-лица.
Левую руку украшает тату, опровергающее арифметическую аксиому: «2+2=5».
Она олицетворяет ту часть тбилисской молодежи, которая игнорирует обыденность. Она не следит за новостями и не пытается разобраться в большой политике. Но если что-то ей кажется несправедливым, Ани собирает таких же, как она сама, чтобы с помощью граффити выразить протест.
Так, однажды Ани с друзьями «поселила» на стенах восьмиэтажной Академии искусств десятки черных крыс. Рядом красовалась подпись «Academy of Rats» вместо «Academy of Arts». Тем самым ребята хотели заставить ректорат отказаться от устаревших методов обучения.
«В основном там только пожилые лекторы. Они такие смешные, застряли где-то там, в своем коммунизме. Не дают ребятам развиваться, все пытаются их засунуть в какие-то рамки», - рассказывает Ани.
Акция с крысами не сразу, но удалась. Спустя некоторое время руководство академии разрешило студентам использовать современную технику в живописи. Учащимся выделили мастерскую, а молодых прогрессивных педагогов оставили в покое.
Чуть позже аналогичную акцию Ани с друзьями провела в Тбилисском университете, где студенческий актив, поддерживающий власти, организовал репрессии против учащихся с оппозиционными взглядами. Утром у входа в университет красовались граффити с изображениями Ленина и надписями «Комсомол» и «ВЛКСМ».
Столичные власти долго не обращали внимание на деятельность уличных художников. Но после того как на стенах центральных улиц появились издевательские политические сюжеты, чиновники проснулись.
Президент Саакашвили в компании Гитлера и Сталина, известные политики в образе проституток, зазывающих клиентов, выполненные в стилистике граффити призывы к переменам.
Имена авторов этих изобразительных шедевров оставались скрыты, а рисунков становилось так много, что дворники не успевали их закрашивать. В конце концов, райтеров решили припугнуть, пустив по городу слух, что их могут оштрафовать на большие суммы. Но количество рисунков на политическую тему не уменьшилось. Просто альтернативщики стали более осторожными.
Моей героине повезло, ее за руку пока никто не ловил. Лишь раз ее чуть не схватили охранники Министерства сельского хозяйства. Тогда Ани вместе с друзьями решила выразить протест по поводу президентской кампании по распространению гибридной кукурузы в регионах Грузии. Ребятам удалось сделать несколько больших надписей «Кукурузная республика», а потом они были обнаружены - пришлось быстро уносить ноги.
«Когда-то, когда я была еще совсем маленькой, люди вокруг осуждали таких, как я. Смеялись, что мы носим кеды и подворачиваем брюки. А сейчас все молодые ребята так ходят, и никто больше не возражает. Нас, таких, все больше становится», - не без гордости рассказывает мне Ани.
Ей особенно нравится, что ее ровесники уже не боятся выделиться из массы, жить по-своему, а не так, как все остальные. Таким ребятам она решила посвятить свое последнее граффити.
Прошлой ночью мы вместе с Ани отправились на специальную площадку для скейтбордистов в центре столицы. Лет пять назад трудно было себе представить, что десятки молодых ребят посиделкам у ворот дома с сигаретами и пивом предпочтут роликовые коньки и скейтборд.
У подъема на один из трамплинов Ани раскрыла свой рюкзак, достала трафарет и краску. Через пару минут на площадке красовался новый рисунок. На нем молодая девушка утирает слезы - ее парень напялил пиджак и галстук вместо того, чтобы отринуть условности и прошвырнуться с ветерком на скейтборде.
Все началось в августе 2008 года, вскоре после окончания войны с Россией. В Тбилиси стали появляться граффити с изображением Владимира Путина и с нецензурным вердиктом под ним – «Fuck!»
Такой способ выразить свою позицию, что называется, «зацепил» Ани. Ей захотелось попробовать. На стене ее тесной квартиры в центре города все еще можно увидеть рисунок танка с российскими солдатами: на гусеничную громадину навалены велосипеды и домашняя утварь жителей Гори:
«Ничего особенного я этим сказать не хотела. Просто хотела посмеяться: солдаты используют танки, чтобы утащить велосипеды, - ну разве это не смешно?!»
В жаркие дни августа Ани рисовала на стенах тбилисских домов истребители, сбрасывающие бомбы на маленьких детей. Этих рисунков в городе уже не найти. Их закрасили недовольные хозяева.
Такая судьба рано или поздно постигает большинство граффити. Редко рисунок «живет» на стене больше недели. В Тбилиси пока только привыкают к этому новому явлению, и мало кто видит в нем что-то высокое и духовное. В основном его считают хулиганством или просто мазней подростков-неформалов.
Пренебрежение к ее рисункам Ани не обижает. Она вообще довольно замкнутый человек, не проявляющий эмоции. Ани не считает необходимым разгребать свой внутренний сумбур и как-то объясняться по этому поводу.
Одного взгляда на эту девушку достаточно, чтобы понять, насколько она презирает нормы общественного этикета. Грязные потертые кеды. Широкая черная майка и шорты на худощавом теле. Курчавая челка на пол-лица.
Левую руку украшает тату, опровергающее арифметическую аксиому: «2+2=5».
Она олицетворяет ту часть тбилисской молодежи, которая игнорирует обыденность. Она не следит за новостями и не пытается разобраться в большой политике. Но если что-то ей кажется несправедливым, Ани собирает таких же, как она сама, чтобы с помощью граффити выразить протест.
Так, однажды Ани с друзьями «поселила» на стенах восьмиэтажной Академии искусств десятки черных крыс. Рядом красовалась подпись «Academy of Rats» вместо «Academy of Arts». Тем самым ребята хотели заставить ректорат отказаться от устаревших методов обучения.
«В основном там только пожилые лекторы. Они такие смешные, застряли где-то там, в своем коммунизме. Не дают ребятам развиваться, все пытаются их засунуть в какие-то рамки», - рассказывает Ани.
Акция с крысами не сразу, но удалась. Спустя некоторое время руководство академии разрешило студентам использовать современную технику в живописи. Учащимся выделили мастерскую, а молодых прогрессивных педагогов оставили в покое.
Чуть позже аналогичную акцию Ани с друзьями провела в Тбилисском университете, где студенческий актив, поддерживающий власти, организовал репрессии против учащихся с оппозиционными взглядами. Утром у входа в университет красовались граффити с изображениями Ленина и надписями «Комсомол» и «ВЛКСМ».
Столичные власти долго не обращали внимание на деятельность уличных художников. Но после того как на стенах центральных улиц появились издевательские политические сюжеты, чиновники проснулись.
Президент Саакашвили в компании Гитлера и Сталина, известные политики в образе проституток, зазывающих клиентов, выполненные в стилистике граффити призывы к переменам.
Имена авторов этих изобразительных шедевров оставались скрыты, а рисунков становилось так много, что дворники не успевали их закрашивать. В конце концов, райтеров решили припугнуть, пустив по городу слух, что их могут оштрафовать на большие суммы. Но количество рисунков на политическую тему не уменьшилось. Просто альтернативщики стали более осторожными.
Моей героине повезло, ее за руку пока никто не ловил. Лишь раз ее чуть не схватили охранники Министерства сельского хозяйства. Тогда Ани вместе с друзьями решила выразить протест по поводу президентской кампании по распространению гибридной кукурузы в регионах Грузии. Ребятам удалось сделать несколько больших надписей «Кукурузная республика», а потом они были обнаружены - пришлось быстро уносить ноги.
«Когда-то, когда я была еще совсем маленькой, люди вокруг осуждали таких, как я. Смеялись, что мы носим кеды и подворачиваем брюки. А сейчас все молодые ребята так ходят, и никто больше не возражает. Нас, таких, все больше становится», - не без гордости рассказывает мне Ани.
Ей особенно нравится, что ее ровесники уже не боятся выделиться из массы, жить по-своему, а не так, как все остальные. Таким ребятам она решила посвятить свое последнее граффити.
Прошлой ночью мы вместе с Ани отправились на специальную площадку для скейтбордистов в центре столицы. Лет пять назад трудно было себе представить, что десятки молодых ребят посиделкам у ворот дома с сигаретами и пивом предпочтут роликовые коньки и скейтборд.
У подъема на один из трамплинов Ани раскрыла свой рюкзак, достала трафарет и краску. Через пару минут на площадке красовался новый рисунок. На нем молодая девушка утирает слезы - ее парень напялил пиджак и галстук вместо того, чтобы отринуть условности и прошвырнуться с ветерком на скейтборде.