Accessibility links

Кредитный тупик


Инал Хашиг
Инал Хашиг
Новая волна общественного негодования вокруг железнодорожной аферы и попытки чиновничьего люда утопить тему в бессмысленной болтовне показали, что все сферы жизни Абхазии, которые вроде бы должны руководствоваться принципами чистого прагматизма, остаются темной стороной бессознательного и иррационального.

Грубо говоря, «калькуляторы», на которых абхазская бюрократия в упоении «отстукивает» радужное будущее своей страны, фактически изначально лишены двух базовых функций, без которых любой бизнес (если он конечно в реальности бизнес, а не афера) лишен всякого смысла – функций прибавления и умножения. Меня разбирает смех, когда я слышу, как власть тупо повторяет одно и то же – дескать, взятый у России двухмиллиардный рублевый кредит на ремонт железной дороги – это роскошная, крайне выгодная сделка. С другой стороны, глава ГУП «Абхазская железная дорога» Гурам Губаз жалуется, что дорога приносит одни убытки. Однако «если государство и парламент помогут ее загрузить, то АЖД сможет заработать деньги для погашения российского кредита». И при этом все понимают, что «загрузить дорогу» не сумел бы даже Всевышний (что уж там говорить о государстве и парламенте).

Проект имел бы перспективу, если дорога была бы, как в советские времена, транзитной, то есть можно было бы перевозить грузы из России в государства Южного Кавказа и обратно. Но сейчас обеспечить необходимым объемом товаров железнодорожный тупик, каковым, собственно говоря, уже двадцать лет является абхазская дорога, невозможно. Кому интересен крошечный рынок Абхазии?! Изначально утверждалось, что рентабельность проекта зависит от щебеночного бизнеса, который снабжает своим стратегическим сырьем ни мало, ни много, аж целую российскую Олимпиаду. Сейчас, когда до сочинского мероприятия осталось всего полтора года, стало ясно, что щебеночный «джокер», на которого делались такая ставка – это мелкая проходная карта. Даже на козырную «шестерку» не тянет. Интерес к щебню уже почти на нуле, а мы только в этом году начинаем платить проценты по кредиту. А погашать сам кредит, как известно, наш бюджет приступит с 2015 года, то есть, тогда, когда этот щебень в товарных объемах и даром никому не нужен будет. Чем загрузить дорогу помимо щебня, никто сказать не может.

Статистические данные внешнеторгового баланса - словно реквием по абхазской экономике: импорт превалирует над экспортом в семь раз. Производства практически нет, сельское хозяйство в тотальном упадке - не удивлюсь, если в ближайшее время на местных прилавках место знаменитых абхазских мандарин займут фрукты, выращенные в далеком Марокко. В общем, «загрузить» железную дорогу мы можем только несбывшимися надеждами и утраченными иллюзиями.

Вкладывать в железнодорожный тупик и ждать от него рентабельности - это все равно, что где-нибудь на берегу Баренцева моря отстроить курорт и наивно надеяться, что летом на местном пляже яблоку будет негде упасть. Впрочем, и знаменитые абхазские пляжи вполне могут обезлюдить, если на управлении нашим хозяйством останутся сидеть такие «светлые головы».

Сейчас понятно, что раз кредитные деньги отпущены и потрачены, рано или поздно за них придется расплачиваться. Шуми не шуми, а за «расторопность» абхазских чиновников ответят рядовые налогоплательщики. Тем не менее, я предлагаю еще (помимо трат на железнодорожную аферу) нам всем раскошелиться на незначительную сумму. Купить стандартные калькуляторы со всеми необходимыми функциями (в том числе прибавления и умножения) и подарить нашей власти. А затем взять под контроль все расчеты наших счетоводов. Ведь они обычные нанятые бухгалтера, экономисты и юристы, задача которых - умножать благосостояние граждан, а не загонять их многомиллионными аферами в кабальную зависимость.
XS
SM
MD
LG