ПРАГА---Ушел из жизни выдающийся российский театральный режиссер Петр Наумович Фоменко. Он поставил более 60 спектаклей в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси и других городов. Многие из его спектаклей удостаивались высоких наград. В конце 60-х годов прошлого века Петр Фоменко работал в Тбилисском театре им. Грибоедова. В этом коллективе хорошо помнят постановки российского режиссера. О Петре Фоменко говорит художественный руководитель Тбилисского государственного академического театра им. А.С. Грибоедова Автандил Варсимашвили. С ним побеседовал Олег Кусов.
- Петр Наумович был величайшим режиссером, он был величайшим гражданином. Я его очень хорошо знал, и скорблю – от нас ушел такой великий человек, режиссер, который нам всем, режиссерам, задал такую высочайшую планку, которой мы все хотели бы достигнуть. Я хочу сказать слова соболезнования всему театру, мировому театру, потому что это была фигура мирового значения.
- В свое время Петр Фоменко был вынужден уехать из Москвы именно в Тбилиси, где работал в вашем театре два года. Оставил ли он свой след в театре имени Грибоедова?
- Естественно, такой человек не мог не оставить своего следа. До сих пор в театре есть актеры, которые работали с Петром Наумовичем. Они вспоминают о нем с такой теплотой... Вот так хотелось бы жить, чтобы о тебе так вспоминали бы. Как я познакомился с Петром Наумовичем. В Москве была конференция режиссеров, и когда объявили, что я художественный руководитель театра Грибоедова, я встал, поклонился, сел, и вдруг меня кто-то обнял сзади, я повернулся – это был Фоменко. Он сказал: вы из моего родного театра. И вот с тех пор мы начали дружить.
- А понимал ли этот великий режиссер Грузию, Кавказ? Это ведь сейчас проблема для многих представителей российской интеллигенции – Кавказа они не знают и не понимают.
- Фоменко, я думаю, так же, как и все настоящие русские интеллигенты, воспринимал Кавказ однозначно позитивно, однозначно хорошо. Знал культуру Кавказа, он знал историю Кавказа, он знал, в чем ценность Кавказа и для России, и для мировой культуры. Он очень любил Грузию, очень. И он мне сам говорил много раз, что это, может быть, были одни из его самых счастливых дней - время, когда он работал в Тбилиси в театре Грибоедова. Он поставил здесь лишь несколько спектаклей, но он всегда вспоминал о Тбилиси, о грибоедовском театре, об актерах. И мне передавал много поклонов. Он очень любил Грузию, очень любил Тбилиси. И я думаю, что он хотел все время приехать и ставить спектакли. Мы с ним говорили неоднократно на эту тему. Но со временем у него все никак не получалось, и, к сожалению, он так и не поставил больше спектаклей.
- Примечательно, что Фоменко был вынужден уехать из Москвы в Тбилиси, спасаясь от критиков. Получается, это такая традиция? Гонимые русские интеллигенты убегают в Грузию.
- Ну, это традиция, это начинается с Пушкина, с Лермонтова, с Толстого, с Есенина. Многих можно перечислить. С Мандельштама. Я думаю, что все большие русские поэты, писатели ехали сюда с радостью, потому что здесь встречали они взаимопонимание, здесь они встречали ту свободу, о которой мечтали у себя. И они вдыхали этот воздух свободы глубоко на всю жизнь. В том числе и Фоменко.
- Петр Наумович был величайшим режиссером, он был величайшим гражданином. Я его очень хорошо знал, и скорблю – от нас ушел такой великий человек, режиссер, который нам всем, режиссерам, задал такую высочайшую планку, которой мы все хотели бы достигнуть. Я хочу сказать слова соболезнования всему театру, мировому театру, потому что это была фигура мирового значения.
- В свое время Петр Фоменко был вынужден уехать из Москвы именно в Тбилиси, где работал в вашем театре два года. Оставил ли он свой след в театре имени Грибоедова?
- Естественно, такой человек не мог не оставить своего следа. До сих пор в театре есть актеры, которые работали с Петром Наумовичем. Они вспоминают о нем с такой теплотой... Вот так хотелось бы жить, чтобы о тебе так вспоминали бы. Как я познакомился с Петром Наумовичем. В Москве была конференция режиссеров, и когда объявили, что я художественный руководитель театра Грибоедова, я встал, поклонился, сел, и вдруг меня кто-то обнял сзади, я повернулся – это был Фоменко. Он сказал: вы из моего родного театра. И вот с тех пор мы начали дружить.
- А понимал ли этот великий режиссер Грузию, Кавказ? Это ведь сейчас проблема для многих представителей российской интеллигенции – Кавказа они не знают и не понимают.
- Фоменко, я думаю, так же, как и все настоящие русские интеллигенты, воспринимал Кавказ однозначно позитивно, однозначно хорошо. Знал культуру Кавказа, он знал историю Кавказа, он знал, в чем ценность Кавказа и для России, и для мировой культуры. Он очень любил Грузию, очень. И он мне сам говорил много раз, что это, может быть, были одни из его самых счастливых дней - время, когда он работал в Тбилиси в театре Грибоедова. Он поставил здесь лишь несколько спектаклей, но он всегда вспоминал о Тбилиси, о грибоедовском театре, об актерах. И мне передавал много поклонов. Он очень любил Грузию, очень любил Тбилиси. И я думаю, что он хотел все время приехать и ставить спектакли. Мы с ним говорили неоднократно на эту тему. Но со временем у него все никак не получалось, и, к сожалению, он так и не поставил больше спектаклей.
- Примечательно, что Фоменко был вынужден уехать из Москвы в Тбилиси, спасаясь от критиков. Получается, это такая традиция? Гонимые русские интеллигенты убегают в Грузию.
- Ну, это традиция, это начинается с Пушкина, с Лермонтова, с Толстого, с Есенина. Многих можно перечислить. С Мандельштама. Я думаю, что все большие русские поэты, писатели ехали сюда с радостью, потому что здесь встречали они взаимопонимание, здесь они встречали ту свободу, о которой мечтали у себя. И они вдыхали этот воздух свободы глубоко на всю жизнь. В том числе и Фоменко.