В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка "Мир в миниатюре". Этот проект охватывает почти шесть тысячелетий искусства резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях. На камеях или печатях размером всего в несколько миллиметров мастера прошлого умели разместить многофигурные композиции.
В помощь посетителю на выставке есть и привычные увеличительные стекла, и необычайно укрупненные компьютерные проекции, поскольку изображения на отдельных предметах даже обладающий острым зрением человек разглядит не сразу, а лишь под определенным углом, когда едва заметные тени вдруг обозначат изысканные контуры каких-то длинношеих птиц или ассирийского царя, ведущего за собой вереницу пленников.
Этими крохотными вещицами (по-научному геммами) можно попросту подолгу любоваться, но важно, что каждая из них – это еще и свидетельство истории. Говорит куратор выставки Светлана Финогенова:
– Человек с древнейших времен обращал внимание на камни необычных расцветок, необыкновенных форм. Когда же на них стала появляться резьба, то им начали приписывать магические свойства. Первое назначение гемм – служить печатями, которые были своего рода подписью владельца. Их ставили на письмах, деловых документах и даже они являлись фирменным знаком. В одной из витрин представлены обломки керамической посуды, где отпечатаны древние инталии. А инталии – это камни с врезанным, углубленным изображением. На камеях, напротив, изображения выпуклые.
Самые древние резные камни из нашей коллекции относятся к четвертому веку до нашей эры. На одном изображен лев, стоящий пред сломанным копьем, на другом – персиянка с чашей в руках. Вообще древнее искусство – это искусство символов. Тот же лев, хотя он прекрасно передан резьбой, является символом силы, победы над слабым древком копья, – рассказала Светлана Финогенова.
В помощь посетителю на выставке есть и привычные увеличительные стекла, и необычайно укрупненные компьютерные проекции, поскольку изображения на отдельных предметах даже обладающий острым зрением человек разглядит не сразу, а лишь под определенным углом, когда едва заметные тени вдруг обозначат изысканные контуры каких-то длинношеих птиц или ассирийского царя, ведущего за собой вереницу пленников.
Этими крохотными вещицами (по-научному геммами) можно попросту подолгу любоваться, но важно, что каждая из них – это еще и свидетельство истории. Говорит куратор выставки Светлана Финогенова:
– Человек с древнейших времен обращал внимание на камни необычных расцветок, необыкновенных форм. Когда же на них стала появляться резьба, то им начали приписывать магические свойства. Первое назначение гемм – служить печатями, которые были своего рода подписью владельца. Их ставили на письмах, деловых документах и даже они являлись фирменным знаком. В одной из витрин представлены обломки керамической посуды, где отпечатаны древние инталии. А инталии – это камни с врезанным, углубленным изображением. На камеях, напротив, изображения выпуклые.
Самые древние резные камни из нашей коллекции относятся к четвертому веку до нашей эры. На одном изображен лев, стоящий пред сломанным копьем, на другом – персиянка с чашей в руках. Вообще древнее искусство – это искусство символов. Тот же лев, хотя он прекрасно передан резьбой, является символом силы, победы над слабым древком копья, – рассказала Светлана Финогенова.