Accessibility links

Америка и мосты музыки


В Берлине 18 сентября завершается традиционный международный музыкальный фестиваль "Музыкфест", один из крупнейших в мире.

"Музыкфест" – праздник музыки. В течение 19 дней на 8 площадках, но в основном в двух залах Берлинской филармонии были исполнены 80 произведений 30 композиторов, исполнили их 24 музыкальных коллектива оркестра, хора и т.д. из различных стран и более 60 солистов. Об особенностях нынешнего фестиваля говорит его художественный руководитель Винрих Хопп:

- Мы представили в этом году в основном музыку американских композиторов. Это дань 100-летнему юбилею композитора Джона Кейджа и 20-летию со дня его смерти. Кроме того, нынешний год – год выборов в США, так что США не только в музыкальном, но и в социально-политическом смысле ныне у всех на устах, и из этого родилась наша американская программа.

Фестиваль в целом – это музыкальный портрет Америки, представленной сочинениями от классической традиции до авангарда. Даже американская политика ХХ века была представлена в музыке - современной оперой "Никсон в Китае" Джона Адамса, которой в исполнении американских, английских и канадских солистов, оркестра и хора БиБиСи продирижировал сам автор. Опера рассказывает о визите Никсона в Китай, первом вообще визите американского президента в эту страну; действующие лица помимо Никсона и его жены – это Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай и ныне здравствующий Генри Киссинджер, тогда советник президента.

Из сочинений других американских авторов много места в программе фестиваля заняли произведения Аарона Копленда, Чарльза Айвза, Сэмюэла Барбера, Леонарда Бернстайна, Мортона Фельдмана и Джорджа Гершвина – чью оперу "Порги и Бесс" в концертном варианте с американскими солистами и хором исполнил Берлинский филармонический оркестр под руководством Саймона Рэттла. Главные партии исполнили сэр Вильярд Вайт, Великобритания, и американка Латония Мур.

– Композитор Гершвин такая же неотъемлемая часть американской музыки, как и Джон Кейдж, оба представляют крайности американской музыкальной культуры, - полагает Винрих Хопп. - По их пограничным эталонам можно ориентироваться, рассуждая о других американских композиторах.

Интересно, что в американский композиторский пасьянс фестиваля вполне вписались и "русские американцы" Стравинский и Рахманинов. Третий фортепианный концерт Рахманинова в сопровождении оркестра Берлинского радио под руководством Марека Яновского исполнил Николай Луганский. Этот концерт был с триумфом впервые сыгран самим автором в Нью-Йорке в 1909 году. Симфонию псалмов Стравинского, как и произведение итало-французского американца Эдгара Вареза "Америки" на фестиваль привозил лучший, по мнению музыкальных критиков, оркестр мира - амстердамский Концертгебау под руководством родившегося в Риге и учившегося в Петербурге и Вене Мариса Янсонса.

– "Америки" Вареза - это большой музыкальный портрет штата Нью-Йорк, в звуковую картину включены и гудки пароходов на Гуздоне, - объясняет Винрих Хопп. – Исполнение этого сочинения Янсонсом – важное событие фестиваля.

В программе фестиваля был традиционно и один благотворительный концерт, сборы от которого пошли на создание детского оркестра в японской префектуре Фукусима, пострадавшей от аварии с АЭС. Перед началом концерта живущая в Берлине японская певица и музыкальный критик Хихоко Наката прочитала стихи поэтессы Садако Курихара о погибших в Хиросиме детях. Курихара, как и Наката, детьми жили в Хиросиме после атомной бомбардировки.
Камерную музыку играли в тот вечер без гонорара швейцарский флейтист Эммануэль Паю, квартет "Ле музик", а также трио и знаменитый ансамбль 12 виолончелистов Берлинской филармонии, который сыграл несколько вещей аргентинца Астора Пьяццоллы (умершего, как и Джон Кейдж 20 лет назад). Также было исполнено произведение Берта Бакарака "South American Getaway".
XS
SM
MD
LG