Accessibility links

Смутные контуры воплощенной мечты


Через пару недель победителям вставать за руль. Куда они поведут страну?
Через пару недель победителям вставать за руль. Куда они поведут страну?
До выборов сторонники рассматривали "Грузинскую мечту", прежде всего, как средство избавиться от режима Саакашвили. Сейчас цель достигнута. Но через пару недель победителям самим вставать за руль. Куда они поведут страну?

Поскольку "мечтатели" (как их иногда иронично называют) никогда толком не объясняли, что они собираются делать, на этом этапе я поставлю вопрос наоборот: насколько оправданы те страхи, которые насаждали по отношению к ним оппоненты, т. е. предыдущее правительство?

Основных обвинений, которыми пугало избирателей "Национальное движение", было два. Первое: лидер "мечты" Иванишвили – ставленник Кремля, он придет для того, чтобы отказаться от ориентации на Запад и сделать Грузию сателлитом России. Второе: Иванишвили – человек прошлого, он вернет то, что "национальное" правительство с таким трудом преодолело, т. е. коррупцию, засилие воров в законе, и т. д.

Пока далеко идущие заключения делать трудно, но первые впечатления дают возможность сказать: страхи о том, что Грузия резко изменит внешнеполитический курс и будет следовать в фарватере России, скорее всего, беспочвенны. Но тезис о "возвращении в прошлое" не так уж безоснователен, хотя буквально понимать его нельзя.

Начнем с первого. До выборов Иванишвили говорил, что одновременно сохранит ориентацию на НАТО и Евросоюз и принципиально улучшит отношения с Россией. Более того, он обещал с ее помощью решить проблемы Абхазии и Южной Осетии. Все это вызывало недоумение и подозрения. Для всех, кто знает умонастроения Путина, понятно, что эти цели исключают друг друга: значит, какое-то из обещаний должно быть блефом. Как видно, блефом окажется второе.

Дело не только в заверениях Иванишвили, что он собирается сохранить курс на Запад и нанесет первый визит в Вашингтон. Первые заявления из Тбилиси и Москвы показали, что новое правительство вряд ли сможет или собирается пойти на такие уступки, которые удовлетворят Москву. Представители новых властей намекают, что "смягчат" закон об оккупированных территориях и перестанут называть Сухумские и Цхинвальские власти "марионетками". За это они, как видно, надеются на снятие эмбарго на грузинские товары в России. Совершенно зря. Москва требует отменить закон вообще, т. е. более не рассматривать Россию как оккупанта и вообще признать независимость Абхазии и Южной Осетии. На это будущий министр иностранных дел Майя Панджикидзе сказала, что пока в Сухуми и Цхинвали будут Российские посольства, его не будет в Тбилиси. Что мы неоднократно слышали от предыдущих властей.

Мы не знаем, будет ли правительство "Мечты" так же настойчиво и последовательно стучаться в двери западных организаций, как их предшественники. Это еще предстоит увидеть. Но, как видно, улучшения грузино-российских отношений Путин не допустит.

Что касается нового кабинета, уже можно судить о принципах его формирования. Аналогии с правительством Шеварднадзе основываются не только на том, что обсуждались кандидатуры из его последнего кабинета. Главное – общая аморфность, в условиях которой правительство (как собственно кабинет, так и парламентское большинство) может распасться на конкурирующие группировки. При этом лидер – Иванишвили будет, скорее, арбитром, чем архитектором более или менее единой и последовательной политики.

Это отличается от прежней системы, когда основные направления политики решались после весьма острых споров в неформальном "кухонном кабинете" вокруг Саакашвили, официальный же кабинет занимался воплощением этой политики в жизнь. Система была не слишком прозрачна, но единая логика в принятии решений соблюдалась.

Будущий премьер Иванишвили распределил основные посты, стараясь не обидеть различные входящие в его коалицию партии. Но ключевые посты министра внутренних дел и главного прокурора достались фигурам, которые никому не были известны до его прихода в политику. Как видно, они будут его личными доверенными лицами. Например, будущий министр внутренних дел, 28-летний Ираклий Гарибашвили ранее работал в "Карту", банке Иванишвили, начальником департамента логистики, а будущий прокурор Арчил Кбилашвили был его юристом.

Новый лидер страны сделал еще одно крайне нестандартное заявление: он не собирается работать в здании государственной канцелярии и будет править из своего личного дома, который одновременно является бизнес-центром. Он подтвердил репутацию весьма экзотического лидера; мы еще увидим, как это отразится на качестве управления государством.
  • 16x9 Image

    Гиа Нодиа

    Родился 4 сентября 1954 г. в Москве, в 1976 г. закончил философский факультет Тбилисского государственного университета. 

    В 1982 г. защитил диссертацию и стал кандидатом философских наук. Гиа Нодиа в настоящее время - профессор Университета Ильи в Тбилиси и председатель Кавказского института мира, демократии и развития.  

    Сотрудничает с Радио Свобода с 1989 г., на постоянной основе (на «Эхе Кавказа») – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG