Accessibility links

Предложенная реформа расколола общество


В "Нацдвижении" оценивают законопроект как попытку ослабить влияние бывшей партии власти на суд
В "Нацдвижении" оценивают законопроект как попытку ослабить влияние бывшей партии власти на суд
Реформа системы грузинского правосудия, которую предложила новый министр юстиции Теа Цулукиани, стала предметом ожесточенных споров в грузинском обществе, фактически расколов его на два лагеря. Одна сторона выражает надежду на то, что в Грузии наконец будет сформирована независимая судебная система, другая уверена в том, что речь идет о попытке новых властей взять суд под контроль.

У грузинского президента собираются отобрать право представления двоих из 15 членов Высшего совета юстиции – органа, назначающего и увольняющего судей. Своих кандидатов в совет не сможет предлагать и глава Верховного суда Грузии. Изменится процедура пересмотра приговоров. Кроме того, будет снят запрет на видеосъемку заседаний суда – теперь на все слушания будет допущен хотя бы один представитель СМИ.

Все эти и некоторые другие изменения вступят в силу с первого января следующего года, если, конечно, соответствующий пакет поправок, представленный в четверг общественности министром юстиции, одобрит парламент. Сама Теа Цулукиани уверена в том, что предложенная ею реформа – это шаг к реальной независимости судебной системы Грузии:

"Мы хотим изменить и орган, который дает стране судей, – Высшую школу юстиции, она не должна находиться под контролем Верховного суда. Мы пересмотрим и вопросы дисциплинарных наказаний. У наших судей сформировался синдром безнаказанности – это результат деятельности Совета юстиции и его главы Котэ Кублашвили. Они не могут принимать санкции в отношении судей, выносящих незаконные или неверные решения".

Предложенная реформа расколола общество
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:15 0:00
Скачать


Совет юстиции должен хранить беспристрастие, заявили авторы реформ на сегодняшней презентации. Теперь членом совета не сможет стать человек, занимающий должность главы суда, судейской коллегии или палаты и даже больше – он не имеет права находиться на какой-то из этих позиций в течение последнего года перед назначением.

О том, что в грузинской судебной системе накопилось немало проблем, говорят и в неправительственных организациях, в частности на это обращает внимание Ассоциация молодых юристов. Руководитель НПО Тамар Чугошвили одобряет новый пакет реформ.

"Сегодня совет и вся судебная система захвачены несколькими лицами. Роль обычного судьи в процессе принятия решения фактически сведена на нет – это усугубляет положение. Новый пакет реформ должен разрушить эту монополию".

Нынешний глава Совета юстиции Котэ Кублашвили критикует предложенную Цулукиани реформу, считая ее дискриминационной. Эти поправки возвращают страну в прошлое, говорит Кублашвили. Особое возмущение с его стороны вызвал тот факт, что Совет юстиции будет комплектоваться только рядовыми судьями:

"Высший совет юстиции – это правящий орган, это не профсоюзная организация. Пускай часть избранных судей будут рядовыми, но председатели судов и палат не должны быть полностью отстранены от принятия решений".

Новый пакет изменений призван разрушить систему правосудия, которая действовала в прежний период, говорят грузинские эксперты, отмечая, что система неоднократно подвергалась критике как внутри страны, так и со стороны иностранных наблюдателей. Между тем представители "Национального движения" оценивают законопроект как попытку ослабить влияние бывшей партии власти на суд. Известно, что среди председателей судов и глав палат немало сторонников старой власти.

Впрочем, пакет реформ довольно объемен: кроме поправок в закон "О суде", он содержит и проект изменений в Уголовном кодексе Грузии. В числе прочего авторы хотят ввести так называемую норму поглощения сроков уголовного наказания. Тамар Чугошвили объяснила этот юридический термин:

"Если лицо признано виновным по двум различным статьям, за которые полагается, допустим, 4 и 5 лет тюремного срока, то вместо того, чтобы суммировать наказание, предлагается оставить лишь больший срок – 5 лет".

Такое решение позволит частично решить проблему переполненности тюрем, уверена Чугошвили. В свою очередь, критики говорят о спорности такого утверждения. Впрочем, у экспертов и юристов еще будет время обсудить новые поправки в законодательство. Министр юстиции Теа Цулукиани намерена устроить их публичное обсуждение перед отправкой законопроекта в парламент.
XS
SM
MD
LG