Accessibility links

За право обладания наследием аланов


Исторические артефакты из Ингушетии вывозятся беспрепятственно "черными копателями"
Исторические артефакты из Ингушетии вывозятся беспрепятственно "черными копателями"
На прошлой неделе правоохранительные органы республики Северная Осетия-Алания задержали двух жителей Ингушетии, пытавшихся сбыть за полтора миллиона рублей археологические артефакты. Ученые в Осетии установили, что это предметы аланской культуры, предположительно найденные в Ингушетии. Между двумя республиками разгорелся спор за право обладать наследием аланов.

По словам пресс-службы МВД РСО-Алания, в ходе проведения оперативно-технических мероприятий у продавцов из Ингушетии было изъято большое количество золотых и серебряных уникальных изделий. Несостоявшиеся продавцы объяснили полицейским, что антиквариат достался им по наследству. Но экспертиза подтвердила, что ценности – предметы Аланской культуры и, скорее всего, были найдены на месте древних захоронений. Откуда у мужчин раритеты, сейчас устанавливают следователи.

Вскоре после заявления МВД между учеными двух республик разгорелись нешуточные баталии за право на обладание уникальной коллекцией. Осетинская сторона в лице Эльбруса Кантемирова, заведующего экспозиционным отделом Национального музея Северной Осетии утверждает, что не имеет значения, где были найдены артефакты.

По его словам, "аланы могли жить на территории современной Ингушетии, современной Чечни, Кабарды и занимать огромные территории. По мере отступления оставляли свои могильники. Эта материальная культура принадлежит аланам, и коллекция, естественно, должна остаться в Осетии".

Заместитель директора Археологического центра им. Крупнова при Министерстве культуры Ингушетии Умалат Гадиев совсем не впечатлен аргументами своего осетинского коллеги. Он полагает, что "предметы культурного наследия, археологические артефакты в случае их обнаружения в рамках административного образования, будь то Ингушетия или Осетия, должны оставаться там, где их находили". "В данном случае, – говорит он, – они должны остаться здесь, в республике Ингушетия.

Журналисты уже нашли разоренный курган в ингушском селении Яндаре. По их словам, велика вероятность того, что осетинским следователям все-таки придется приехать для проведения следственных действий именно в Ингушетию. Если подтвердится, что предметы были похищены в Яндаре, доводы осетинских экспертов, дескать, эти ценности останутся у нас, потому что мы – прямые потомки алан, едва ли кто-то сочтет убедительными. Решение об артефактах должно быть принято в соответствии с законом, а не по произволу людей, объявивших себя на весьма зыбких основаниях наследниками легендарного древнего народа.

Как известно, конфликт между осетинами и ингушами до сих пор продолжается, хотя и не в форме открытых столкновений. В интернете уже развернулась кампания с требованием вернуть артефакты в Ингушетию. Ингуши опасаются, что осетины оставят у себя чужую собственность, а осетины в ответ ухмыляются в усы и едко подтрунивают над внезапно озаботившимися собственным историческим наследием соседями.

Внезапно, потому, что всем известно – исторические артефакты из Ингушетии вывозятся беспрепятственно "черными копателями". Идет бойкая торговля ингушскими раритетами на нелегальных рынках, и это никого не беспокоит. И в данном случае честь и хвала осетинским полицейским, сумевшим остановить злоумышленников. А вот ингушским сотрудникам, видимо, не до разоренных "схронов" тысячелетней давности, они увлечены раскопками другого рода – оружием и взрывчаткой, заложенными в хранилища моджахедами.

И если коллекцию все-таки вернут в Ингушетию, неплохо было бы особо отметить заслугу в их сохранении именно этих безымянных осетинских полицейских. И разместить их фото на выставочном стенде рядом с артефактами.
XS
SM
MD
LG