В офис грузинской службы "Радио Свобода" Миндия Миделашвили пришел без фотоаппарата. Говорит, что если он ходит по делам, то предпочитает не брать его с собой, хотя потом часто жалеет об упущенных кадрах.
Кстати, по словам молодого фотографа, это и есть самое сложное в его профессии. Но по-другому просто невозможно:
"Очень тяжело и обидно, когда сидишь в машине, промчишься и понимаешь, что пропустил что-то интересное… Но для меня важно быть сконцентрированным, если у меня есть другие дела. А если у меня в руках камера, это означает, что я концентрируюсь на ней и на том, что вижу, а все остальное исчезает. Иногда на дорогу длиной в час уходят часа три, не меньше…"
У Миндии уже было несколько фотовыставок, и все отмечают, что его фотографии отличаются динамикой, в особенности та серия, которую Миндия сделал в Храме тигров в Таиланде. Кадры выстроены так, что складывается ощущение, будто играющие в воде хищники вот-вот выпрыгнут из рамки – хочется сделать шаг в сторону, чтобы капли воды не забрызгали вам лицо...
В Храме тигров Миндия провел месяц. "Месяц в раю", – именно так вспоминает он ту поездку. В монастыре, построенном в джунглях, хищники мирно соседствуют рядом с теми, кто обычно является их жертвой. Хотя, не все так просто:
"В монастыре есть все условия, чтобы заботиться о животных. Многие протестуют, говорят, что они стали похожи на домашних кошек, утратили природный характер. Но, как только их отпустят на волю, на них начнут охотиться, и они окажутся… на чьей-либо стене в виде украшения интерьера. Меня приняли как волонтера. Мы ухаживали за тиграми и обеспечивали безопасность туристов. Когда я видел хороший кадр, то забывал о туристах и тиграх. Я получил предупреждение, если не прекращу вести себя подобным образом, то меня выгонят. Потом договорились, и мне разрешили снимать в определенные часы. То есть со мной происходило то, что обычно происходит, если у меня в руках камера".
Фотографировать 29-летний Миндия начал еще в школе. А в 2001 году увлечение стало профессией. Любимый пленочный фотоаппарат остался в прошлом. Зато он научил многому, в первую очередь – думать:
"Потом началась эпоха цифровых аппаратов. Многие оказались обмануты: в отличие от пленочного, в цифровиках все определялось количеством кадров, а не качеством. Если из пяти тысяч кадров один получится хорошим, то это везение".
Теперь за его спиной сотни тысяч кадров. Только в Таиланде Миндия умудрился щелкнуть затвором фотоаппарата около 10 тысяч раз. Говорит, что выбирать удачные кадры сложнее всего, но перед выставками делать это просто необходимо. Вот и приходится из "океана моментов" выбирать десяток. Тогда появляется осознание того, насколько важны все моменты, связанные с самим процессом сьемок, говорит Миндия. На помощь приходят воспоминания и связанные с ними ассоциации. Оказывается, выбирать фотографии легче, когда за ними история.
Среди выставленных работ Миндии есть фото, на котором тигр уткнулся носом в лоб монаха. Глаза у обоих закрыты. Дружба священнослужителя с тигром – отдельная история:
"Это интересный человек, монах, художник. Проигнорировав правила безопасности, он однажды сунул руку в клетку, тигр стал играть с ним... в результате монах остался без пальца. Но он все равно продолжал любить тигра, очень привык к нему".
Среди фотографий Миндии можно найти и студийные. Молодой фотограф снимал не только резвящихся в джунглях хищников, но и обнаженную натуру. Несмотря на колоссальную разницу между жанрами, сам Миндия говорит, что на эмоциональном уровне разницы нет. По его словам, есть изображения, которые он продумывает месяцами, а есть такие моменты, поймать которые можно только чудом, в доли секунды, "пока кадр не убежит". Снимать портреты особенно сложно, считает Миндия:
"Меня часто спрашивают, беру ли я разрешение, прежде чем снимать. Если у объекта появится хоть две секунды на то, чтобы осмыслить ситуацию, это означает, что естественного лица не будет. И если кого-то предупредить, что его снимают, то о хорошем кадре и речи быть не может".
Но самой впечатляющей мне показалась серия фотографий, сделанных по технологии "санпринт", когда проявка негатива производится не в темноте, а под открытыми солнечными лучами. Эффект такого изображения открыл ученый Джон Гершель два века назад, наложив негатив на бумагу, предварительно обработанную химическим раствором:
"Это дает возможность экспериментировать, ведь пятна можно наносить по-разному. Одна и та же фотография, сколько бы раз я не проявлял ее, каждый раз рождает во мне разные эмоции".
По словам Миндии, все его решения при работе уже давно являются рефлекторными и интуитивными, фотоаппарат он настраивает не думая, "на автомате". А об усталости вспоминает лишь после завершения съемок.
Кстати, по словам молодого фотографа, это и есть самое сложное в его профессии. Но по-другому просто невозможно:
"Очень тяжело и обидно, когда сидишь в машине, промчишься и понимаешь, что пропустил что-то интересное… Но для меня важно быть сконцентрированным, если у меня есть другие дела. А если у меня в руках камера, это означает, что я концентрируюсь на ней и на том, что вижу, а все остальное исчезает. Иногда на дорогу длиной в час уходят часа три, не меньше…"
У Миндии уже было несколько фотовыставок, и все отмечают, что его фотографии отличаются динамикой, в особенности та серия, которую Миндия сделал в Храме тигров в Таиланде. Кадры выстроены так, что складывается ощущение, будто играющие в воде хищники вот-вот выпрыгнут из рамки – хочется сделать шаг в сторону, чтобы капли воды не забрызгали вам лицо...
В Храме тигров Миндия провел месяц. "Месяц в раю", – именно так вспоминает он ту поездку. В монастыре, построенном в джунглях, хищники мирно соседствуют рядом с теми, кто обычно является их жертвой. Хотя, не все так просто:
"В монастыре есть все условия, чтобы заботиться о животных. Многие протестуют, говорят, что они стали похожи на домашних кошек, утратили природный характер. Но, как только их отпустят на волю, на них начнут охотиться, и они окажутся… на чьей-либо стене в виде украшения интерьера. Меня приняли как волонтера. Мы ухаживали за тиграми и обеспечивали безопасность туристов. Когда я видел хороший кадр, то забывал о туристах и тиграх. Я получил предупреждение, если не прекращу вести себя подобным образом, то меня выгонят. Потом договорились, и мне разрешили снимать в определенные часы. То есть со мной происходило то, что обычно происходит, если у меня в руках камера".
Фотографировать 29-летний Миндия начал еще в школе. А в 2001 году увлечение стало профессией. Любимый пленочный фотоаппарат остался в прошлом. Зато он научил многому, в первую очередь – думать:
"Потом началась эпоха цифровых аппаратов. Многие оказались обмануты: в отличие от пленочного, в цифровиках все определялось количеством кадров, а не качеством. Если из пяти тысяч кадров один получится хорошим, то это везение".
Теперь за его спиной сотни тысяч кадров. Только в Таиланде Миндия умудрился щелкнуть затвором фотоаппарата около 10 тысяч раз. Говорит, что выбирать удачные кадры сложнее всего, но перед выставками делать это просто необходимо. Вот и приходится из "океана моментов" выбирать десяток. Тогда появляется осознание того, насколько важны все моменты, связанные с самим процессом сьемок, говорит Миндия. На помощь приходят воспоминания и связанные с ними ассоциации. Оказывается, выбирать фотографии легче, когда за ними история.
Среди выставленных работ Миндии есть фото, на котором тигр уткнулся носом в лоб монаха. Глаза у обоих закрыты. Дружба священнослужителя с тигром – отдельная история:
"Это интересный человек, монах, художник. Проигнорировав правила безопасности, он однажды сунул руку в клетку, тигр стал играть с ним... в результате монах остался без пальца. Но он все равно продолжал любить тигра, очень привык к нему".
Среди фотографий Миндии можно найти и студийные. Молодой фотограф снимал не только резвящихся в джунглях хищников, но и обнаженную натуру. Несмотря на колоссальную разницу между жанрами, сам Миндия говорит, что на эмоциональном уровне разницы нет. По его словам, есть изображения, которые он продумывает месяцами, а есть такие моменты, поймать которые можно только чудом, в доли секунды, "пока кадр не убежит". Снимать портреты особенно сложно, считает Миндия:
"Меня часто спрашивают, беру ли я разрешение, прежде чем снимать. Если у объекта появится хоть две секунды на то, чтобы осмыслить ситуацию, это означает, что естественного лица не будет. И если кого-то предупредить, что его снимают, то о хорошем кадре и речи быть не может".
Но самой впечатляющей мне показалась серия фотографий, сделанных по технологии "санпринт", когда проявка негатива производится не в темноте, а под открытыми солнечными лучами. Эффект такого изображения открыл ученый Джон Гершель два века назад, наложив негатив на бумагу, предварительно обработанную химическим раствором:
"Это дает возможность экспериментировать, ведь пятна можно наносить по-разному. Одна и та же фотография, сколько бы раз я не проявлял ее, каждый раз рождает во мне разные эмоции".
По словам Миндии, все его решения при работе уже давно являются рефлекторными и интуитивными, фотоаппарат он настраивает не думая, "на автомате". А об усталости вспоминает лишь после завершения съемок.